»Игра в имитацию»: гений vs война

Бенедикт Камбербэтч на экране — это восхитительно. Бенедикт Камбербэтч на экране, говорящий своим голосом — это идеально.

4 февраля благодаря культурно-образовательному проекту “Original language film nights” в кинотеатре «Мультиплекс» состоялся допремьерный показ фильма «Игра в имитацию». Киевским зрителям представилась возможность посмотреть картину на языке оригинала, что значительно увеличило её шансы понравиться аудитории: голоса английских актёров, их британский акцент и естественные интонации бесподобны. Для тех, кто не любил в школе делать listening comprehension или просто не знает английский, но хотел первым засвидетельствовать своё почтение Мортену Тильдуму, внизу экрана были правда не всегда точные, но всё-таки субтитры.

Интересна история развития этого проекта: в 2011 году сценарий возглавил Черный список не воплощенных в кино сюжетов. Изначально он был куплен «под» Леонардо ди Каприо. Но тот в итоге отказался от роли, за которую – ирония судьбы – британского идола Камбербэтча впоследствии номинировали на «Оскар». За сценарий боролись целых шесть студий, самой удачливой (и состоятельной) из которых оказалась The Weinstein company. Также неоднократно менялись и претенденты на режиссерское кресло, которое в итоге занял норвежский режиссер Мортен Тильдум («Охотники над головами», «Друг», «Падшие ангелы»).

Казалось бы, очередной фильм о Второй мировой войне. Такое кино — это всегда кинематографический продукт специфического характера. Тема войны, как и тема религии, очень опасна, ведь она далеко не универсальна, скорее наоборот: каждый понимает\ воспринимает\ воображает войну по-своему. У каждой страны и нации своя история и своя правда. Таким образом, можно обречь картину на полный разгром критиками, или неприятие аудиторией, или отказ кинотеатров на ротацию. Так, часть польского населения осудила то, как в фильме «Ида» показаны поляки во время нацистской оккупации и назвала картину «антипольской». Однако с «Игрой в имитацию» всё несколько по-иному. Война здесь показана не через своё «внешнее действие» — бои, героизм и смерть солдат, оружие, стрельбу, предательство, кровь – и в то же время не через контрастный образ «обычных» людей – пашущих, чтобы прокормить солдат, женщин, вдов, сестер милосердия, детей, учителей и стариков, спасающих евреев. Здесь показывают другую борьбу, не менее ожесточенную, чем на фронте. Только в ход идут не мускулы, не гранаты и не ружья, а интеллект, изобретательность и стойкость духа.

Алан Тьюринг — математик и криптолог, в 1939 году приглашенный Британским правительством расшифровать код Энигмы – шифровальной машины, изобретенной немцами для передачи секретных сообщений. В общем-то, дабы не спойлерить слишком (так как совсем не спойлерить поздно: картина вот уже полгода у всех на слуху!), о сюжете коротко: фильм о том, как Тьюринг и его команда работали над архисложной расшифровкой машины, с какими трудностями сталкивались, какие решения принимали в процессе, а также о личности и жизненных проблемах центрального персонажа.

Как и одноименная публикация Алана Тьюринга, фильм называется «Игра в имитацию». Примечательно именно слово «игра». В фильме присутствует очень много моментов, наводящих на то, что война — это зрелищная интрига, инициируемая несколькими людьми. И участвуя в ней, нужно помнить: всегда есть кто-то искуснее и умнее тебя. Понимали солдаты на войне, что кому умирать, а кому жить — решает команда математиков в Блетчли? А то, что действия математиков Блетчли контролирует  правительство? А то, что больше чем правительство и математики из Блетчли, знает «МИ-6»? Советский шпион может сколько угодно думать, будто он успешно действует абсолютно секретно, в то время как ему просто позволяют сливать информацию те, кто стоит выше и надежнее. Как говорит герой Чарльза Дэнса: «Вы всего лишь винтик в одной огромной системе».

Впечатляет еще одна линия фабулы, которая касается гомосексуальности Тьюринга и гомосексуализма, как явления, в целом. Именно через судьбы таких людей раскрывается гнилая потребительская сущность человечества. Только вдумайтесь: Тьюринг остановил Вторую мировую, а его приговорили к химической кастрации. И никто не пощадил его гениальный ум, ведь на тот момент убрать его «несоответствие морали общества» казалось чем-то более веским и значительным. А что на счет вечных милосердия и справедливости? Об этих понятиях вспомнили только в 2013 году, когда Тьюринга посмертно помиловали.

Сюжет излагается легко и доступно, несмотря на обилие в фильме флэшбэков: они нисколько не отяжеляют просмотр. Можно сказать, что экскурсы в биографию Тьюринга довольно органично вписываются в основную сюжетную линию. Всё не слишком примитивно и не чересчур запутано, то есть ориентировано на широкую аудиторию. На самом деле то, что картина адаптирована для массового зрителя (и здесь слово «массовый» — показатель именно количества, а не качества), бросается в глаза сразу. Не хочется воспевать оду этому фильму только потому, что он поучаствовал во всех возможных кинофестивалях. В ленте, хоть и в минимальном количестве, всё-таки присутствуют несколько штампованные моменты, вроде фразы «Let’s play» с клоуз-ап сьёмкой или типичной сцены:

— Если хотите уволить его, то придется уволить и меня!
— И меня.
— И меня!

Ну и меня, сидящую в зале, заодно.

Однако наличие таких моментов, обилие эмоциональных сцен, от которых дыхание стоит в легких, юмор, доступная лексика – все это было просто необходимо, чтобы фильм не перешел в область «элитарного» кино. Почему это важно? Чтобы историю Алана Тьюринга узнали, услышали, оценили и переоценили, пропустили через себя (вспомним о бешеном количестве biopic-pictures, которые так и остались уделом интеллектуалов и узкопрофильных специалистов).

То, что обстоятельства сложились так, как сложились, и главная роль досталась именно Бенедикту Камбербэтчу — это очень и очень хорошо. Сложно представить кого-то более или хотя бы настолько же естественного, чем он (и поверьте, это не фанатизм по «Шерлоку»). Вот такой каламбур: фильм называется «Игра в имитацию», но в игре Камбербэтча имитации не было. Это очень важно, чтобы на экране зритель видел не Бенедикта Камбербэтча и Киру Найтли, а Алана Тьюринга и Джоан Кларк — именно это и есть внутреннее проживание, которое позволяет аудитории погрузиться во вторичную реальность и не думать, будто их что-то смущает или отвлекает. Во многих смыслах персонаж, которого британская звезда воплотила на экране, очень похож на предыдущих героев Камбербэтча: и на Шерлока Холмса, и на Джулиана Асанжа, и на Виктора Франкенштейна. Все они гениальны, все они заносчивы, все они нелюдимы. Но Бенедиктовский Тьюринг — не просто одержимый идеей высокомерный гений. Это человек с душевным разломом, с юности находящийся в одиночестве и непонимании. И он живет в страхе, хоть и мастерски это скрывает.

Состав у фильма, безусловно, звездный. Здесь и Кира Найтли, и Мэттью Гуд,  Марк Стронг, Чарльз Дэнс, Рори Киннер («Сломленные»,«Страшные сказки») Аллан Лич (он же водитель из «Аббатство Даунтон»), Мэттью Бирд («Воспитание чувств», «Чат»). Роли у этих актёров второстепенные и они их исполняют качественно, что вполне очевидно: было бы неожиданно, если бы они вдруг почему-то стали играть плохо. Хочется отметить начинающего актёра Алекса Лоутера, который исполнил Тьюринга-школьника. Он очень убедительно воплотил на экране юношу, влюбленного в своего лучшего друга.

Трио Мортен Тильдум (режиссер), Оскар Фаура (оператор), Грэм Мур (сценарист), а также Эндрю Ходжес, — автор  книги «Алан Тьюринг: Энигма», без которого фильм был бы невозможен – поработали на славу (в прямом и переносном смыслах). Они сняли отличный фильм: здесь есть оригинальные ракурсы, эстетично подобранные цвета, выразительные крупные планы, эмоционально захватывающие и концентрирующие сцены, действительно смешной британский юмор (некоторые сцены вызывают ассоциации с «Теорией большого взрыва» и Шелдоном Купером). И, естественно, прославили свои имена.

Композитором «Игры в имитацию» стал Александр Депла (Alexandre Desplat), известный своей работой в таких фильмах как «Коко до Шанель», «Гарри Поттер и Дары Смерти», «Отель »Гранд-Будапешт»», «Король говорит!».  Музыка в кино — это всегда отображение как жанра фильма в целом, так и настроения конкретной сцены. Саундтреки к картине Тильдума отдаленно напомнили OST «Игры разума», где главный герой, кстати, математический гений. Наличие такого сходства явный плюс— оно показывает, как музыка четко может отобразить личность человека: если говорить об ученом-математике — это несколько острый, быстрый темпоритм. Композитор и режиссер в случае «Игры в имитацию» работали «в унисон»: не было контраста между видео- и аудиорядом.

Фильм может получить заветную статуэтку киноакадемии в восьми номинациях:  «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший монтаж», «Лучший саундтрек», «Лучшая работа художника-постановщика».

«Игра в имитацию» — это классически хороший фильм, который стоит посмотреть, точно также как и любое качественное кино с удачным материалом. Сложно назвать фильм шедевром современного кинематографа, но очевидно рука не поднимется напечатать, что это кино «средненькое» или «одно из многих». Это однозначно одна из самых ярких картин 2014 года, уникальная в своём роде. Удачного просмотра!

Інші публікації

В тренде

artmisto

ARTMISTO - культурный портал Киева. События Киева, афиша, сити-гайд. Культурная жизнь, актуальная афиша мероприятий Киева, обзоры, анонсы. Новости культуры, современное искусство, культурные проекты - на artmisto.net. При перепечатке материалов сайта индексируемая ссылка на artmisto.net обязательна!

© Artmisto - культурный портал Киева. События Киева, афиша, сити-гайд. All Rights Reserved.