С работами Люси Пономаренко и участников студии akterstvo мы впервые познакомились около года назад – на премьере спектакля «Эксперты».
Это была очень концентрированная, эмоциональная вещь, прекрасное зеркало, которое и притягивало, и немного пугало точностью подмеченных деталей. Главное ощущение – узнавание. На разных уровнях – от схожести конкретных ситуаций то едва уловимых эмоций – на грани ещё не высказанного, но уже прочувствованного. Спектакль «Цикл» на «Экспертов» похож лишь отчасти. Это – пластическая драма, очень тонкая, зрелищная работа, которая по сути является многомерной метафорой, выраженной с помощью прекрасной хореографии от Лидии Шрамко.
Фабула «Цикла» в чем-то схожа с «венком сонетов» — одной из самых сложных архитектонических поэтических форм. Разница только в том, что основной, «магистральный» эпизод был показан в начале. Все остальные части – самодостаточные по сути, не только были тесно связаны с ним, но и содержали в себе ту или иную цикличность. Получился своеобразный фрактал, в каждом из элементов которого воплощалась основная идея — бесконечный цикл жизни и смерти, хаоса и порядка – в самой широкой из возможных трактовок.
Интересно то, что взяв за основу настолько глобальную, практически онтологическую идею, Люся Пономаренко смогла сделать «Цикл» каким-то трогательно-человеческим. Каждый их актеров не просто стал пластичной фигурой, частью объемной динамичной мозаики, но смог раскрыть индивидуальность своего персонажа. И всё это без какой-либо дополнительной атрибутики – характерной лексики, грима или специальной одежды. (Перед лицом жизни/природы/космоса мы все наги и естественны). Вот мы видим жизнерадостную, бойкую женщину – когда жизнь поставит ей подножку, она сплюнет, рассмеётся – и только. Вот две девушки пьют кофе и затягиваются сигаретой – простой ритуал, который они исполняют совершенно по-разному. Вот пары – занимаются любовью/смотрят телевизор/засыпают/просыпаются/каждому своё. Во время спектакля мы наблюдаем за сотнями ситуаций, сыгранных по-разному. Кажется, что «Цикл» стоит посмотреть как минимум 21 раз – по числу актёров, чтобы воспринять мир с позиции каждого из персонажей – от полноватого любвеобильного добряка до центрального персонажа — Женщины, Жизни, Матери (отлично сыгранный юнговский архетип, символическое значение которого очень пространно – родоначальница, заколдованный круг, материя, рождение, избавление etc).
Разобравшись с генеральной идеей, можем перейти к беглому обзору моментов, которые нам показались наиболее интересными. Оговоримся сразу, что это – не более чем результат субъективного восприятия, и, скорее всего, сквозь призму другого жизненного опыта совсем другие моменты покажутся значимыми. Как раз возможность для каждого зрителя самому расставить акценты особенно притягательна в этом спектакле. «Цикл» не просто апеллирует к чувствам зрителей, но предлагает им самим стать «соавторами», собрав из представленного свою собственную картину мира.
Нам, например, крайне любопытной показалась сцена взросления – этот переход от состояния А к состоянию В. В состоянии «А» ты полностью принимаешь своё тело и весь мир, практически не разделяешь их и радуешься бесконечному множеству возможностей, которые есть только благодаря тому факту, что ты ЕСТЬ. В состоянии «В» ты воспринимаешь мир как антагониста, ты используешь тело как инструмент, ты красишь ногти/звонишь кому-то/любишь кого-то с постоянной мыслью о…, и твои настоящие, внутренние мотивы скрываются под толщей социальных условностей и неестественных стремлений.
Подобных сильных историй, своеобразных притч было много – о своевременности/несвоевременности отношений, о любви как мгновении, но не вечности, о страшной зиме, которая заставляет нас искать спасение друг в друге (и она же разделяет нас!), о первом вскрике «Ой», который сопровождает осознание своей женственности, обо всех НЕрожденных, обо всех рождённых.
Единственное «Но»: нам показались несколько излишними некоторые визуальные эффекты. Конечно динамичные, объемные видеоэпизоды, показанные на огромном куполе планетария «Атмосфера» выглядели зрелищно, но они были слишком очевидны. Сперматозоиды, лик Мадонны, снег – они не вносили добавочные смыслы, но лишали зрителей приятной возможности самим разгадать загадку и интерпретировать происходящее на сцене. Хотя стоит признать, что с эстетической точки зрения решение было оправданным, и дальнейшие эксперименты по использованию трёхмерного видео в театральных постановках могут быть очень интересны.
В целом, «Цикл» — это прекрасная, по-своему эстетская ода жизни, в которой даже смерть – не более, чем процесс рождения. ARTMISTO рекомендует.