Пять философов, которые изменили Ольгу Балашову

«Пять о пяти» —  наш новый проект, в котором пять публичных людей рассказывают про пять объектов культуры, изменивших их жизнь.
В этом выпуске Ольга Балашова вместе с другими философами рассказала про пять философов,  а также про пять явлений искусства, которые оказали на неё самое большое влияние.
Ольга Балашова – кандидат философских наук, защитила кандидатскую диссертацию о медиаискусстве. Преподаватель кафедры теории и истории искусств НАОМА. Публичный лектор и автор многих курсов, посвященных теории и истории современного искусства. Совместно с Лизаветой Герман создали книгу об украинских шестидесятниках.

1. Людвиг Витгенштейн

Образ Людвига Витгенштейна для меня — воплощение абсолютного философа. Гениальный и принципиальный, предъявляющий самые строгие требования к самому себе и практикующий свою философию в жизни. Он разделил историю философии на до и после, но самое важное, что жизнь любого человека, который знакомится с его теорией, также делится на до и после, потому что с этого момента он вынужден думать о том, как он использует язык для выражения своих мыслей. Я восхищаюсь Витгенштейном, хотя его ключевую работу — «Логико-философский трактат» — я бы не отнесла к увлекательному чтению.

2. Вальтер Беньямин

Вальтера Беньямина я очень люблю за ясность и прозрачность мысли. Он так точно описывал то, что видел, обращая внимание только на существенные детали, что до сих пор читать его невероятно интересно. Этот человек во многом предвосхитил свое время, о важнейших аспектах современности он написал еще в начале XX-го века. Его эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» имеет один из самых больших индексов цитирования в гуманитарной сфере, и сегодня он действительно выглядит гораздо прозорливее многих своих современников. У него получилось схватить ключевые аспекты современной культуры в момент когда она еще только зарождалась. Думаю это результат соединения невероятной интуиции и серьезной аналитической работы философа.
Я очень люблю его «Улицу с односторонним движением» — маленький сборник текстов, написанный в 1924 году. В ней много небольших и, казалось бы, ни к чему не обязывающих эссе, но за каждым проглядывает ум, образованность, наблюдательность, решительность и точность автора, он будто позволяет нам увидеть способ его мышления. Я очень люблю перечитывать эти тексты и каждый раз нахожу какие-то новые мысли, которые необычайно резонируют со мной сегодняшней.

3. Борис Гройс

Думаю, это один из крупнейших современных теоретиков советского искусства или, точнее сказать, советской культуры. Хотя с его текстами я впервые познакомилась во время работы над диссертацией, Гройс много писал, в том числе, и о современных медиа. В своей работе «Под подозрением. Феноменология медиа» он говорит, что одним  из отличительных признаков нашего времени является то, что мы читаем текст не столько для того, чтобы согласиться с автором, сколько для мысленного спора с ним. Сама структура медиапространства такова, что мы вынуждены постоянно жить с подозрением. В моем случае с Гройсом это тоже срабатывает. Мне нравится с ним не соглашаться, а значит искать аргументы, опровергать, идти от противного. Но подумав, я понимаю, что он часто оказывается прав. Я не так давно прочитала одну из его классических работ Gesamtkunstwerk Сталин (1988), она была переиздана на русском в 2013 году. Я помню, что была очень возмущена, когда читала ее, но в свете происходящих сейчас с Россией событий она очень многое для меня прояснила.

4. Ханна Арендт

Эта удивительно умная и честная женщина всегда будет для меня примером человека, который отваживается не только знать и называть вещи своими именами, аргументированно и последовательно доказывать свою позицию, но и делает все это несмотря на сопротивление и обвинения толпы. Ее “Банальность зла” и “О насилии” оказали невероятную услугу человечеству, открыв глаза на природу человека.

5. Никлас Луман

Социолог больше чем, философ, но его работы оказали на меня также огромное влияние. Его тезисы о том, что социум можно воспринимать как живую самовоспроизводящуюся систему, функционирующую по своим законам, сильно повлияли на моё представление о нашем социальном мире и месте искусства в нём.
У нас часто бытует мнение будто искусство — это нечто вроде вишенки на торте, что это некое излишество. Опираясь на этот тезис, чиновники и финансирование культуры распределяют по остаточному принципу, что в наших реалиях означает фактически отсутствие средств к выживанию.
Но если посмотреть на искусство через призму теории Лумана, то окажется, что это один из элементов, обеспечивающий выживание всей системы. Причем, это единственный элемент социальной системы, который не утрачивает важности со временем, постоянно меняясь и перебирая на себя все больше функций, которые ранее выполнялись, к примеру, религиозными или различными политическими институтами. Искусство сегодня становится не только способом самоописания общества, но и его голосом, пространством выработки и обсуждения ценностей коллектива, единственным местом, где возможно заключить новый общественный договор. Однажды благодаря Луману я поняла, что сфера моих профессиональных интересов далеко не праздное занятие, а залог выживания общества.

Інші публікації

В тренде

artmisto

ARTMISTO - культурный портал Киева. События Киева, афиша, сити-гайд. Культурная жизнь, актуальная афиша мероприятий Киева, обзоры, анонсы. Новости культуры, современное искусство, культурные проекты - на artmisto.net. При перепечатке материалов сайта индексируемая ссылка на artmisto.net обязательна!

© Artmisto - культурный портал Киева. События Киева, афиша, сити-гайд. All Rights Reserved.