Итоги месяца: лучшие альбомы февраля
Февраль 2016 года стал поистине прорывным для украинской музыки. Чего стоит один только национальный отбор на Евровидение — понятный, прозрачный, с участием Джамалы, SunSay, Pur:Pur и других замечательных музыкантов. Наши февральские будни украсили альбомы львовской группы Один в Каное, электронных музыкантов The Cancel и Morphom. Короткими формами (EP) порадовали Onuka и электронщики Us, ставшие одним из главных музыкальных открытий нашей редакции в прошлом году. Самым нашумевшим международным релизом февраля стал, безусловно, “The Life of Pablo” Канье Уэста. Также новые пластинки записали Элтон Джон, экспериментаторы Animal Collective, группа автора-исполнителя и гитариста Марка Козелека Sun Kill Moon (совместно с Jesu), певица Santigold. Сильные дебютные альбомы представили R&B-трио King и австралийцы DMA’s, неожиданно напомнившие о брит-попе начала 90-х. Продолжение нашумевшего альбома «Downshifting» после перерыва в 5 лет выпустил Mujuice.
Один в каное — Один в каное
Удивительно: простейшие аранжировки (голос, гитара да перкуссия), минимум маркетинга, а поклонники Один в Каное выстраиваются в очередь, чтобы попасть на концерт, и с трудом помещаются в киевский клуб Atlas. С другой стороны, чего удивительного — песни-то отличные. Вполне закономерно, что студийный релиз группы стал одним из самых ожидаемых альбомов года. Заранее было понятно, что вряд ли на диске Один в Каное зазвучат сильно по-новому, но беспокоило, не растеряют ли студийные версии очарование, присущее живым записям группы. Главным же поводом для волнений стало объявление о том, что музыканты выпустят двойной альбом, содержащий 25 песен. Скольких артистов погубило отсутствие чувства меры и неспособность спрятать в стол откровенно слабый материал! Сколько альбомов стали бы в два раза лучше, если бы были в два раза короче! Как оказалось, можно было не переживать ни по одному из вышеперечисленных поводов. Во-первых, в студии Один в Каное лишь “причесали” композиции, сохранив при этом обаяние живых записей. Во-вторых, проходного материала на альбоме почти нет. На месте относительных хитов (“Човен”, “Лю”, “Небо”, “Пообіцяй мені») могла бы быть практически любая композиция с альбома. За пять лет существования коллектива хороших песен накопилось больше, чем помещается на диск. Очевидно, выход первого альбома — это некая точка отсечения, такой себе “best of” первого этапа существования группы. Теперь безумно интересно, что же будет дальше, и хочется верить, что, как пели другие музыканты, самое крутое впереди.
Kanye West — Life of Pablo
К моменту выхода альбома “The Life of Pablo” за Канье Уэстом настолько закрепилась репутация скандалиста и эгоманьяка, что все его выходки воспринимаются как проступки разбалованного ребенка. Где другого музыканта обвинили бы во всех смертных грехах и заставили публично каяться, Канье снисходительно журят и добродушно обсуждают, что еще учинит рэпер. Сам Уэст подбрасывает всё новые дрова в огонь: то прокричит в твиттере, что актер Билл Косби, которого более 50 женщин обвиняют в насилии, невиновен, то запишет для нового альбома песню “Famous” с фразой: “У нас с Тэйлор Свифт может быть секс. Почему? Я прославил эту суку”. На “The Life of Pablo” достается и бывшей девушке рэпера Эмбер Роуз (“Моя бывшая говорит, что отдала мне свои лучшие годы. Я видел ее недавнюю фотографию — думаю, она права”), и девушкам его коллег (“У моих друзей дети от девушек, использующих беременность как “путевку в жизнь”). Даже свою жену Ким Кардашьян Канье между делом обвиняет в продажности: “Ставлю, что мы с Рэем стали бы друзьями, если б не полюбили одну суку. Да, он у нее был раньше. Одна проблема — я богаче”. Американские СМИ составляют рейтинги самых сексистских, оскорбительных и нелепых строк на “Life of Pablo”, а сам Уэст обижается на журналиста Pitchfork, поставившего альбому запредельно высокие для издания 9 из 10-ти, и требует оценки в 30 баллов. “The Life of Pablo” — это отчасти госпел: и темы религиозные затронуты, и библейские аллюзии встречаются регулярно, и даже хор поет, орган играет. Вот только госпел выходит в лучших традициях Канье: за строками о прославлении бога следуют слова о значимости самого Уэста и грязные подробности о сексе с моделями. Было бы нечестным не признавать, что самолюбование Канье основано не на пустом месте. Сильная сторона “The Life of Pablo” — продюсирование. Уэст проделал большую работу по поиску правильного звучания и подходящих сэмплов. На альбоме гостят Rihanna, Kendrick Lamar, Frank Ocean, Chance The Rapper, The Weeknd, Andre 3000, и даже голос Нины Симоне звучит в конце одной из композиций. В конце концов, тысячи людей по всему миру выстраиваются в очередь, чтоб приобрести кроссовки, сделанные по дизайну Канье Уэста, а приложение для стриминга Tidal попадает в топ iTunes лишь потому, что только там легально доступен “The Life of Pablo”.
Mujuice — Amore e morte
Предыдущий песенный альбом электронного музыканта Mujuice “Downshifting”, вышедший в 2011 году, стал настоящим яблоком раздора. “Голос поколения, новый Цой!”, — кричали одни. “Набор слов, а не песни! Много шума из ничего!”, — парировали другие. Новая пластинка продолжает линию, заданную альбомом “Downshifting”, и вряд ли сможет переубедить тех, кому не понравился предыдущий альбом. Уж простите за пафос, но “Amore e morte” похож на полотно художника-пуантилиста. Роман Литвинов (Mujuice) создает единое произведение на основе коротких фраз, будто не связанных друг с другом, как приверженцы пуантилизма следовали манере письма отдельными мазками. Смотришь на отдельную точку — никакого смысла, рассматриваешь картину полностью — цельное высказывание. Лишь прослушав “Amore e morte” полностью, можно отследить сквозные темы: “начинать сначала”, “потерпи немного”, “прости, я больше не могу”, “надежды нет”, “всё прах и тлен”. “Downshifting”, в общем-то, тоже не был образцом жизнерадостности, но 5 лет назад Mujuice пел про юность и приключения, а новый альбом — отчет о том, как “обещание сдержать повзрослеть, не повзрослев”. Как говорится на одной из центральных композиций пластинки, энтропия — наш удел.
King — We Are King
King — трио Пэрис Стротер, Амбер Стротер и Аниты Байяс — впервые появились на страницах музыкальных изданий в 2011 году. Выложив несколько композиций на Soundcloud, King добились восхищения критиков и комплиментов от Принса и Эрики Баду. Спустя 5 лет King наконец-то выпустили дебютный альбом, и, видимо, скоро их популярность разрастется за пределы узкого круга журналистов и музыкантов. King не похожи ни на кого из популярных сейчас артистов. Наверное, это R&B, но с оговоркой, что с IDM в основе. Помимо упомянутых выше Принса и Баду считывается также влияние Стиви Уандера, Донны Саммер, Шаде. Пожалуй, лучше всего для описания альбома “We Are King” подходит термин “интеллигентный”. На альбоме нет нарочито модных аранжировок, нет радиоформатных баллад, нет песен, написанных специально для демонстрации вокальных возможностей трио. Над пластинкой не трудились, как нынче принято, десятки специально приглашенных сонграйтеров: Пэрис Стратер отвечает за продюсирование, две другие участницы коллектива — за вокал. Тем не менее, обаянию “We Are King” противиться невозможно. У King получился альбом, дослушав который, немедленно включаешь запись заново.
Elliott Smith — Heaven Adores You Soundtrack
Если уж откровенно, рассказ о Смите в обзоре лучших альбомов за месяц — это отчасти наша прихоть, желание ухватиться за повод и признаться в любви к творчеству музыканта. Вероятно, не было за последние 20 лет иного артиста, писавшего настолько пронзительные песни, не уходя при этом в пошлость и чрезмерную драматичность. Эллиотт Смит прожил жизнь, будто следуя сценарию шаблонного фильма про звезду рок-н-ролла: непростое детство, группа, созданная во время учебы в колледже, несколько малоизвестных сольных записей, неожиданная слава благодаря нелепой номинации на Оскар, алкоголь, наркотики, антидепрессанты и самоубийство в 34 года. Новый релиз “Heaven Adores You” — саундтрек к одноименному документальному фильму (все же хорошему, а не шаблонному) о жизни Смита, имеющий, впрочем, ценность и отдельно от фильма. Получившийся сборник можно условно разделить на три блока. Часть необязательная и даже лишняя — записи с репетиций и первые опыты совсем еще юного музыканта, которые, скорее всего, и сам Смит предпочел бы спрятать навсегда. Школьные переборы на гитаре либо опус 13-летнего Эллиотта о любви к своей комнате воспринимать всерьез решительно невозможно. Часть необязательная, но приятная — композиции, которые уже выходили на других альбомах. “Everything Means Nothing To Me”, “Happiness”, “Christian Brothers” украсили бы любое собрание лучших композиций Эллиотта Смита. Наконец, самая интересная часть — ранее не издававшиеся версии известных песен (в том числе “Plainclothes Man”, “Say Yes”, “Son of Sam”, “The Last Hour”) и, конечно же, красивейшая “True Love”, студийная запись которой публикуется впервые. Саундтрек к “Heaven Adores You” не является лучшим способом познакомиться с творчеством Эллиотта Смита (лучше послушать альбомы “Either/Or”, “XO” или “Figure 8”), но давним поклонникам Смита пропускать “Heaven Adores You” нельзя.