В первую очередь, на перемены вдохновило время. Сегодня музей - это площадка для коммуникации, и мы не устаём об этом повторять. В одном из музеев рядом с наскальной живописью расположена надпись: "Все искусство когда-то было современным". И импрессионисты, которые сейчас воспринимаются как классика, когда-то вызывали бурные скандалы. Но еще важнее помнить, что для того, чтобы донести некий месседж, нужно не говорить на устаревших языках. Сейчас ни у кого нет времени разбираться, что тут у вас такое прекрасное. Все должно быть понятно сразу.
Есть такая легенда, что старые боги исчезли после того, как про них все просто-напросто забыли. Так вот, очень важно, чтобы музеи не стали такими старыми богами.
После проекта Promuseum, в котором 4 года назад брал участие наш музей, появился отдельный человек, который занимается именно коммуникациями. Не водит экскурсии и занимается научной работой, а в свободное от этого время забрасывает анонсы на страничку в фейсбуке, - а все свое время посвящает тому, чтобы информация и человек находили друг друга. Этим человеком стала я.
Тогда идти работать в музей мне казалось немного странным, но музей Ханенко всегда казался мне очень прогрессивным. И я решила, что это будет интересный экспириенс. Но даже не могла представить, что останусь на год или два. А сейчас и вовсе не представляю, как без него жить.
Друзья любят меня подкалывать: "Оля, ты же лучший музейный пиарщик в Украине". На самом деле музейных пиарщиков просто не существует. В законодательстве не прописана такая должность. Потому по документам я числюсь старшим научным сотрудником.
И вообще, если разбираться в тонкостях должностей, то пиарщиком мне себя сложно назвать. Скорее менеджер по коммуникациям. Потому что до самого пиара руки зачастую уже не доходят. Не хватает времени. Например, в Театре оперетты то, чем занимаюсь я, делает 6 или 7 человек. Отдельно работают с социальными сетями, отдельно с журналистами, есть копирайтеры и так далее.
Еще одна больная тема - сайты музеев. Не так давно я готовила материал для видеолектория "Wice cow" с подборками музеев. Это оказалось адской работой. Есть сайт - но время работы неясно или не указаны цены. Про удобный (или хоть какой-то) раздел с коллекцией я вообще молчу. Видно, что сайты разрабатывались давно. У нас был серый сайт с фиолетовым шрифтом и когда я что-то заполняла - старалась вообще не смотреть на него. Сейчас у нас новый красивый сайт, который делает наш волонтер Кирилл Виноградов. Вообще наша практика показывает, что любую проблему можно решить с помощью волонтеров. На просьбу помочь с сайтом откликнулось настолько много людей, что мы создали настоящую команду по разработке.
В ближайших планах начать выставлять нашу коллекцию в онлайн-доступ и перевести сайт на английский язык. С переводами нам тоже вызвалась помочь девушка на волонтерских началах.