Японские пьесы, Буковски и Павич: 12 ужинов – как в книгах
Gastrofamily Resto Week стартовал: 12 заведений из Семьи ресторанов Дмитрия Борисова подготовили свои гастрономические сеты и коктейли по лояльной цене всего в 300 гривен.
А мы, в свою очередь, решили пофантазировать о том, какой литературный сценарий напомнил нам ужин в том или ином из участников проекта.
Хорошая литература и не менее хорошая еда – комбинация, которая никогда не надоедает.
Чарльз Буковски, «Хлеб с ветчиной»
Крепкая, мощная литература о взрослении Генри Чинаски – извечного alter ego самого писателя. И еда, которая упоминается в книге, под стать – пожалуй, лучший рецепт стейка в мировой литературе.
«Я расскажу вам, как надо готовить настоящий стейк, — расхаживал он перед классом. — Ставите сковороду на плиту, и пока она раскалится, выпиваете порцию виски. Затем покрываете дно сковороды тонким слоем соли, укладываете на него филе и поджариваете, но недолго. Переворачиваете, поджариваете другую сторону, потом выпиваете еще стопку и тут же закусываете стейком».
Где так ужинать?
В мясном ресторане «Ватра». Тут как раз подают большой стейк на кости, тартар из мраморной говядины и крепкий коктейль Vatra Sour. За 300 гривен.
Сомерсет Моэм, «Театр»
А какой еще может быть гастрономия в тонком ироничном романе о жизни блистательной звезды, страдающей от кризиса среднего возраста? Конечно, здесь будет все самое лучше. И в большом количестве. Икра, дюжины устриц, рыба и бифштекс.
«— Я очень устала, Анджело.
— Немного икры для начала, мадам, или устрицы?
— Устрицы, Анджело, только жирные.
— Я собственноручно их отберу, мисс Лэмберт, а потом?
Джулия глубоко вздохнула — наконец-то она могла с чистой совестью заказать то, о чем мечтала с самого конца второго акта. Она чувствовала, что заслужила хорошее угощение, чтобы отпраздновать свой триумф».
Где так ужинать?
Дело за малым: осталось найти повод для триумфа. А отметить его можно в РЫБАLOVE: там за 300 гривен подают полдюжины жирных устриц «Голладских аффинаж», к ним – целую камбалу с овощами и коктейль.
Том Стоппард,«Индийская тушь»
1930, британская поэтесса, которая позировала Модильяни, общалась с коммунистами и издала скандальный сборник «Нимфа и ее муза», прибывает в Индию — навстречу новым любовным (и не только) перипитиям. Это — относительно легкая и, как всегда, блистательно остроумная пьеса Стоппарда — со стойким послевкусием карри.
«Дилип. Элдон! Теперь можно ужинать! Я надеюсь, вам понравится мой Клуб. «Дворец Джуммапура», разумеется, прекрасный отель, но в старые времена это здание действительно было дворцом, частной резиденцией Раджи.
Пайк. Где он живет сейчас?
Дилип: В пентхаузе! Здесь обычно хорош карри, и ни в коем случае не откажите себе в хлебном пудинге!.
Где так ужинать?
В ресторане Oxota na Ovets. Правда, карри там будет не в классическом индийском стиле, а в индонезийском — с уткой. А еще тартар из тунца с халапеньо и коктейль «Шелковый слинг» с маракуйей и малиновым пюре.
Эрнест Хемингуэй, «Старик и море» / «Ловля тунца в Испании»
Кажется, нет ни одного человека, который не сопереживал бы старику Сантьяго во время его схватки с гигантской рыбой длиной в пять с половиной метров. Сражался он с гигантским голубым марлином (их вес достигает 500 килограмм), а вот всю жизнь ловил не только марлинов, но и огромных тунцов, а которых Хемингуэй вспоминает во многих своих текстах.
У писателя даже есть одноименный рассказ «Ловля тунца в Испании».
«Большой тунец по цвету серебристый и синевато-серый, и когда он взлетает прямо позади лодки, это похоже на ослепительную вспышку ртути. Он весит до трехсот фунтов, а прыгает с пылом и дикостью мамонтовой радужной форели. Иногда над бухтой Виго можно увидеть сразу пять или шесть тунцов, которые по-дельфиньи выглядывают из воды, будто пасут сардин, а затем взмывают в неистовом прыжке, чистом и красивом, как первый блеск загнутой рыболовным крючком радуги».
Где так ужинать?
Большой улов — в ресторане Бессарабия. Здесь подают стейк из тунца со спаржей, устрицы, белоногие креветки и моллюски-буллоты. Кроме того, угощают коктейлем на основе рукколы и игристого. Такой ужин также обойдется всего в 300 гривен.
Остап Вишня, «Сом»
«Чародей улыбки» с очень непростой судьбой. Среди всего прочего, написал юмористический рассказ «Сом» — калейдоскоп всевозможных баек про чудную рыбу, настолько сильную огромную, что хемингуэевскому марлину и не снилось.
«Професор він був, чи що… Так у тих книжках написано, що колись було впіймано сома вагою на чотириста кілограмів! Он який сом! Двадцять п’ять пудів сом! Не сом, а корова!»
Где так ужинать?
В арт-гастрономическом пространстве Остання Барикада. Здесь за 300 гривен подадут не только стейк из мраморного сома с песто, а еще и паштет из украинской фуа-гра и буррату с печеными овощами. Плюс — авторский коктейль «ОБ».
Аркадий Аверченко, «Женщина в ресторане»
До боли знакомая ситуация, когда поход в ресторан с любимой превращается в сущий кошмар. Девушка не знает, что выбрать. Говорит, что ей решительно все равно, что есть. Сразу после этого отвергает все предложенные варианты и заказывает «фляки». Само собой, их не ест тоже, а вместо этого съедает все то, что заказал для себя ее спутник. Как и любая хорошая сатира, рассказ Аверченко — в первую очередь, о людях, а не о еде.
— А что ты хочешь кушать?
— Я не знаю. Ах, Господи… Ну, закажите нам что-нибудь.
— Что прикажете? — переспросил бывалый метрдотель.
— Ну, что-нибудь… Выбери ты, Коля. Молодой господин поглядел на нее пристальным взглядом.
— Ладно. Выберу. Сделайте ей котлеты де-воляй.
— Только не котлеты де-воляй! Это все шансонетки едят — котлеты де-воляй.
— Виноват, — сдержанно сказал молодой господин, но бархатный баритон, который он старался сдерживать, звенел, густел и наливался раздражением. — Виноват… Ты сказала, что тебе всё равно. Поручила мне выбрать. Я выбрал. И вдруг ты говоришь, что «только не де-воляй!» А что же? Откуда же мне знать, что ты хочешь?
— Что-нибудь рыбное. И, пожалуйста, не говори со мной таким тоном.
— Тон у меня прекрасный. Что-нибудь рыбное? Но что же?
— Да что-нибудь. Полегче что-нибудь. Рыбное.
— Хорошо. Человек! Сделай ей стерлядку по русски.
— Нет, не стерлядку; что-нибудь другое, — с очаровательно-кокетливым видом поморщилась Маргарита Николаевна.
Где так ужинать?
Совсем «по книге» ужинать не стоит. А вот выбрать в качестве спутника приятного человека и пойти в ретро-ресторан — отличная идея. Chicken Kyiv. Здесь как раз подают сет — на любой вкус. Во-первых, котлета по-киевски (по сути, более сложный, усовершенствоаннй вариант котлеты де-воляй. Во-вторых, устрица с черной икрой. В-третьих, хумус с авокадо. Ко всему этого — коктейль. Цена сета — 300 гривен. И его можно смело брать на двоих, и никто не уйдет обиженным.
Милорад Павич, «Последняя любовь в Константинополе»
У Павича в романах еда — это всегда нечто больше, часть загадки, любовной игры, код, мистический символ. И мидии — не исключение.
…И принеси нам, если есть у тебя, хлебцев, замешенных с глиной. А что касается любви к отечеству, то с этим, дорогой мой, дело обстоит так: все для народа, ничего вместе с народом! А мне, парень, принеси два раза по миске божьих слез, один взгляд в панировке, знаешь, тот, что из горьких, из тех, что стареют в одно мгновение, с лимоном. И фасоль, сваренную в савской воде. Нет савской воды? Жалко! Тогда бобов в панировке… А госпоже Тенецкой — тушеные мидии. Моей Дуне — то, что захочет Евдокия. И под конец немного чая из крапивы с медом...
К слову, в «Хазарском словаре» они тоже упоминаются.
….хазары были искусными земледельцами и рыбаками… С одной и той же площади они каждый год получали урожай рыбы и урожай пшеницы. Они были настолько изобретательны, что на деревьях у них росли мидии…
Источник иллюстрации
Где так ужинать?
В одесском ресторане Любчик. Тут подают килограмм тушенх в вине мидий, а к ним — 7 разнх одесских закусок и коктейль — за 300 гривен. Мечта!
Сальвадор Дали, «Дневник одного гения»
Без комментариев. Несколько цитат. И, да, одна из самых узнаваемых картин — «Постоянство памяти» — была написала благодаря камамберу.
…В искусстве я нечто вроде сыра камамбер: чуть переберёшь, и всё.
…Мистика — это сыр; Христос тоже из сыра, даже более того, это целые горы сыра!
История появления картины «Постоянство памяти»:
«Проводив гражданскую жену Галу с друзьями в кино, я вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане — голый остов оливы с обломанной веткой«.
Где так ужинать?
Большую коллекцию сыров (с дегустацией от профессионального фромажье) предложат в Канапка-баре. Кроме того, там же подадут тартар из говядины с фуа-гра, шею ягненка с баклажанами и коктейль.
Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Наверное, одна из самых узнаваемых «гастрономических» сцен в литературе и кинематографе: летающие вареники в доме казака-характерника.
Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим, — говорил он сам себе, — как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».
Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.
Где так ужинать?
За современной украинской кухней идем в ресторан «Канапа«. Здесь и черные вареники с судаком и щучьей икрой, и борщ в капусте — со свиными ушками, вяленой грушей и черносливом, и фуа-гра, маринованная в вине. Ко всему этому — коктейль. Опять же, за 300 гривен.
Джейн Остин и Бен Уинтерс, «Разум и чувства и гады морские»
Что будет, если взять классический роман Джейн Остин и сделать из него хоррор, населив многострадальную Англию 19 века ужасными морскими монстрами? Это знает Бен Уинтерс. К слову, эта безумная идея прижилась и принесла автору всемирную славу. Итак, Лондон под стеклянным куполом, дно океана, водяные монстры и все те же несчастные и прекрасные сестры Дэшвуд.
Где так ужинать?
«Морских гадов» — не страшных и вкусных — готовят в ресторане «Барсук«. Для начала — брускетты с креветками и страчателлой. Потом — стейк из лосося с песто и морскими гадами (осьминоги, мидии, кальмары) и коктейль.
Утагава Тойокуни 3го и Андо (Утагава) Хирошигэ, «Самые известные рестораны Восточной Столицы»
Речь идет не о книгах, а о серии японских гравюр 19 века. По сути, это был иллюстрированный гид по ресторанам Эдо. При чем каждая гравюра так или иначе еще и скрывала в себе отсылки к известным пьесам театра Кабуки. Например, гравюра о ресторане «Матсу-но-суши» (первое место, в котором начали подавать нигири-суши) представляла собой сцену из пьесы «Йошитсунэ Сэнбон-закура» («Тысяча сакур Йошитсунэ»).
Где так ужинать?
В ресторане RONIN. Здесь подают блюда в стиле Nikkei — на стыке японской и перуанской культур. Для начала вам предложат нигири-суши с лососем, икрой и авокадо. Потом — севиче из креветок с соусом «молоко игра», а затем перуанское блюдо каусас — розовый картофель с опаленной говядиной и фуа-гра. В конце — Bloody Mary с перуанскими специями. Цена сета — 300 гривен.
Элзи Крайслер Сегар, комиксы «Thimble Theatre»
Речь идет о суперпопулярных комиксах, главным героям которых был моряк Попай — знатный любитель шпината. Был там и еще один персонаж — J. Wellington Wimpy — который не мог жить без бургеров. Тоже, своего рода, культовая фигура в американской поп-гастрономической культуре. В честь него даже назвали сеть бургерных.
Где так ужинать?
Ресторан Crab’s Burger. К слову, бургер здесь — нетривиальный. Это бургер с целым мягкопанцирным крабом. К нему подадут не только картошку-фри и салат, а еще и порцию деликатесных моллюсков-буллотов и коктейль.