»Шарль, жив или мёртв»: швейцарское кино 60-х
Знаете швейцарское кино конца 60-х? А оно было. Более того, было в своём роде знаковым. В первую очередь, благодаря Алену Таннеру, которого называли не иначе как «дитя мая 1968-го».
Он создал целую серию невероятно поэтичных картин, войдя в классику экзистенциального кино. Позволим себе сделать несколько ремарок к одному из его дебютных фильмов — «Шарль, жив или мертв».
Не занимаясь пересказом сюжета, скажем, что это фильм о безумной попытке побега – побега не только «от» (социальной системы, семейных ценностей, условностей), но и «к» — жизни, наполненной каким-либо смыслом, осознанию самого себя. Тема не просто не нова – она стара, как мир, но в этой картине она всё-таки раскрывается достаточно интересно. Конечно, главный герой, 50-летний владелец часовой компании, не мог выиграть в этом марафоне… Конечно, он не прибежал к финишу, и в этом ему не смогли помочь ни прогрессивная умница и красавица дочь, ни новообретённые друзья – художник и его харизматичная возлюбленная. Всё, чего он добился – несколько глотков воздуха, наполненного свободой, мучительными сомнениями и тонкой поэтичной иронии. На самом деле, весьма немало, если учитывать опыт его предыдущей жизни. Более того, он и его дочь, сумели поделиться этим воздухом с другими. Был ли свободный художник до этой встречи таким уж свободным? Да, если считать свободой отсутствие необходимости каждый день идти на нелюбимую работу, и не более. Была ли его возлюбленная кем-то большим, чем просто «его женщиной». Спорный вопрос. Взаимодействие героев было неоднозначным и непростым, но наблюдать за ним действительно интересно.
Несмотря, или даже, наоборот, благодаря изобилию прямых цитат из разных философских трудов, манифеста сюрреализма, поэтических работ, фильм кажется немного наивным. Просто потому, что экзистенциализм и его проблемы уже немного набили оскомину, а студенческие лозунги, звучавшие в Париже в 1968, не знает только человек без Интернета, книг, радио и газет. При всё этом всё равно картина сохраняет какую-то свежесть и лёгкость в основном благодаря совершенно филигранным монологам и диалогам. Кажется, что есть все их записать на листе, получится отличный верлибр. Всё-таки, все записывать мы не будет (нужно же сохранять интригу), но некоторыми не можем не поделиться.
1)
— Господин Де, почему Вы решили говорить?
— Потому что у меня слова долго толкаются в горле и, как помои, покоятся в животе.
— Господин Де, почему же Вы не говорите?
— Потому что все хорошо, и никакого угнетения я не вижу.
2)
Все что происходило – было вне меня, без моего участия. Всё, что я знал, оказалось бесполезным и обернулось против меня. Удивительно, что я не начал собирать марки.
3)
— Вам не нравится Женева?
— Нет, в ней же полно банков и американских шпионов с детьми.
4)
Уличное движение – драматическое искусство болванов. Несчастные случаи – жалкие трагедии, а опасность – последнее из доступных нам приключений
5)
— Поль, ты несчастен?
— Нет.
— Подумай получше.
6)
— Я предаюсь зимней спячке.
— Ты же просто нажрался, и все.
— Югославские учёные установили, что белки, которые в течение зимы грызут собранные орехи, с таким е успехом могут перезимовать в искусственных условиях, и их духовные способности при этом только возрастают. Ты должен это попробовать!
7)
— Тихо! Прислушайтесь!
— Что, грузовик отъезжает?
— Ты что, ничего не слышишь? По ту сторону гор – оглушающий гул истории. Мы часто слышим его по вечерам, а суп стоит на огне.
8)
Если хочешь мира, готовься к гражданской войне.