»Помешанные»: интервью с Крис Кулаковской и Лилит Саркисян

За проектом «Помешанные» я слежу практически с самого начала, с его первых героев. Это тот случай, когда и идея (рассказывать о людях с разными национальными корнями), и реализация (фотопортреты + краткие истории) цепляют настолько, что ждешь каждого материала, как новую главу любимой книги. Не так давно мы встретились с девушками, которые придумали и реализуют этот проект.

Лилит Саркисян (на фото слева) – издатель и главный редактор интернационального медийного проекта TheNorDar, автор Public Talk — публичных интервью со знаменитостями, fashion-иллюстратор.

Крис Кулаковска (на фото справа) – фотограф и интервьюер проекта «Помешанные».

— Насколько   я понимаю, «Помешанные» — один из спецпроектов TheNorDar. Как он появился? И что он значит для журнала и лично для Вас?

Крис: Идея «Помешанных» у нас с Лилит появилась почти синхронно. Мы хотели создать совместный фотопроект и практически одновременно пришли к тому, что было бы интересно фотографировать людей с разными этническими корнями и рассказывать их истории. Для меня работа над «Помешанными» стала ещё одной очень ценной возможностью реализовывать себя в качестве фотографа. До этого я два года работала в рекламном digital-агентстве на должности сммщика. Честно говоря, мне в этой сфере было немного некомфортно, хотелось совсем по-другому ощущать результат от своей деятельности и не хватало личностного общения. Не хватало осознания, что твоя работа приносит пользу.

Лилит: Проект «Помешанные» стал своеобразным мостом, указателем того, в каком направлении мы хотим развивать TheNorDar в целом. Речь идет об интернациональности в разных её проявлениях – на этой идее во многом строится концепт журнала. Если сначала это был скорее украино-армянский проект, то теперь у TheNorDar достаточно широкая география – Грузия, Армения, Россия, Беларусь, Канада, Швейцария, Америка…

Фото: «Помешанные»

— Что-то поменялось в проекте с того момента, как вы его запустили? Подход к подаче материала, выбору участников?

Крис: В самом начале мы письменно отправляли участникам небольшую анкету с вопросами. После первой волны поняли, что этого недостаточно. Читателю хочется заглянуть глубже, узнать, что там, какая история скрывается за портретом. В итоге я начала проводить устные интервью с участниками, записывать на диктофон и заниматься расшифровкой.

— Как Вы создаете фотопортрет? Как готовите героя, настраиваете его на съёмку?

Крис: Уже выработался своеобразный алгоритм. Мы начинаем с интервью, которое может длиться от получаса до часа, иногда больше, и потом после беседы я фотографирую героя. За это время пытаюсь ближе познакомиться, расположить к себе и завоевать доверие. Иногда специально включаю последний любимый трек в плейлисте для фона. Во время съемки прошу, чтобы человек вспомнил наш разговор, задумался о своих родных и посморел на меня. Конечно, хочется, чтобы взгляд был максимально естественным.

— За время проекта были какие-то герои, знакомство с которыми стало своеобразным инсайтом? Какая встреча особенно срезонировала?

Крис: Ну как на такой вопрос можно ответить? Люди приходят к нам, рассказывают историю своей семьи – здесь невозможно давать какие-то оценки. Когда человек начинает тебе доверять, раскрываться — это всегда совершенно особенные ощущение. Вы представляете, насколько это личное – рассказать кому-то о своей семье? Поэтому выделять кого-то было бы некорректно.

— Героями «Помешанных» часто становились известные люди. Сложно было найти с ними контакт?

Крис: Нет, наоборот, они очень удивили нас своей открытостью. Например, Анна Завальская. В детстве я смотрела ее клипы по телевизору, и вот она на интервью – совершенно замечательная, без звездного шлейфа, с удовольствием делится своими воспоминаниями. Та же Джамала — невероятно искренний человек. Мы были едва ли не первыми, кому она настолько подробно рассказала историю своей семьи. Таких приятных открытий было очень много.

— Кстати, как Вы выбираете? Наверное, к Вам приходит очень много заявок?

Лилит: Да, и чем дальше, тем сложнее становилось по двум причинам: по-первых, мы искали героев с набором национальностей, которые еще не были задействованы в проекте, во-вторых, приходилось отказывать большому количеству людей. Эту миссию выполняю я, но каждую заявку мы обсуждаем и вместе принимаем решение.

Крис: Мы смотрим на состав национальностей и просим написать в заявке короткую семейную историю. Конечно, важна внешность и типажность. Мы также обращаем внимание на род деятельности. Это не значит, что у медийных лиц есть какой-то приоритет. Но нам интересно собирать как лидеров мнений, так и интересные истории, за которыми стоит непубличный человек. Мы отказываем, когда недостаточно истории и/или национальности повторяются.

— Есть какой-то герой, о котором Вы мечтали бы подготовить материал? Кто это?

Крис: С удовольствием сняла бы целую «помешанную» семью с детьми. А если не для “Помешанных”, то хочу поснимать серию со стариками. Мне очень нравятся такие лица, узоры морщин которых можно рассматривать часами.

— Лилит, такой же вопрос для Вас – кого Вы бы хотели увидеть героем Public Talk, например? Есть какая-то мечта, возможно, даже недосягаемая?

Лилит: Мне кажется, нет смысла мечтать о каком-то герое. Нужно заслужить доверие героя – только в таком случае интервью получится. Я не могу сказать, что гоняюсь за супермедийными личностями, может даже наоборот 🙂 потому что большинство героев сами предлагают себя в качестве героя Public Talk. Мне интереснее открывать новых талантливых людей. Например, в рамках TheNorDar мы очень много пишем об удивительных молодых ребятах, творчетсво которых никогда ранее не освещалось в прессе. На Public Talk я стараюсь приглашать успешных – хотя этот критерий очень условный – героев, но при этом пытаюсь раскрыть их по-новому. Люди и их имидж в прессе, в социальных сетях иногда очень отличаются, поэтому я хочу открывать настоящие черты человека, а не добавлять штрихи к глянцевому образу.

— Лилит, Ваш критерий удачного интервью я, кажется, поняла. Кристина, а что на счет фотографии? Как оценить, удачный ли получился портрет?

Крис: Есть несколько критериев, по которым я оцениваю портрет: свет и взгляд. Если взгляд – живой, цепляет, тогда фотография удалась.Иногда лучший портрет из серии мне помогает выбирать команда, кроме Лилит в нашей команде есть ретушер Дмитрий Недобой, мой друг. Я очень благодарна ему за то, что он берет на себя постобработку. Вот в этой приглушенной чб стилистике, менее контрастной, Митя предложил работать с самого начала.

— Почему решили делать именно черно-белые портреты?

Крис: Это позволяет не привязываться ко времени, лишним деталям, сделать акцент именно на портрете, за счет того, как подчеркивать светом и тенью черты лица.

— Есть какие-то мастера портрета, работами которыми Вы вдохновляетесь?

Крис: Питер Линдберг, Энни Лейбовиц, Арнольд Ньюман, Сергей Сараханов. Кстати, если возвращаться к теме о людях, которых мечтаешь поснимать, то наверное, Лейбовиц. Я бы просто поговорила с ней о фотографии и о жизни.

— Какие позитивные/негативные отзывы о «Помешанных» Вы получали?

Крис: В большинстве, очень хорошие – от друзей и родственников участников, людей, которым проект показался интересным, близким по духу. Особенно приятно было, когда люди писали, что наш проект подтолкнул их к тому, чтобы узнать больше об истории собственной семьи. Это именно то, чего мы и хотели.

— А негативные?

Лилит: Их было немного, и мы научились спокойно к ним относиться. Были попытки указать, что мы спекулируем на теме. Но мы начали проект задолго до политических событий в стране, и вопрос самоидентификации настолько важен и универсален, что он вне времени. Кто-то писал о том, что в сейчас нужно делать акцент именно на украинской идентичности. Многие наши герои как раз говорят о том, что в них течет армянская/еврейская/гагаузская/венгерская/шотландская кровь (список можно продолжать очень долго), но при этом они ощущают себя украинцами. Также нам закидывали: “Почему проект об украинцах написан по-русски?”. Потому что большинсто героев говорят по-русски, и их прямая речь записана в оригинале. Истории украиноговорящих героев записаны по-украиснки. У нас на все вопросы есть ответы 🙂 Мы задумывали этот проект под лозунгом: «Мы разные, но все – украинцы». Наши «Помешанные» это подтверждают.

Фото: «Помешанные»

— А вообще для современного человека насколько важны корни? Или сейчас наступила эпоха космополитов?

Крис: Взгляд в прошлое — это всегда очень важный опыт, шаг на пути к пониманию самого себя в современном космополитичном мире. В конце концов, обращение к традиции – это невероятный источник вдохновения. В январе я ездила на Западную Украину снимать аутентичную Маланку – просто невероятные эмоции. Хотелось, чтобы мы чаще обращались к тому культурному пласту, на котором вырастали наши предки.

Лилит: Так или иначе, мы зависим от наших корней – это влияет на то, как мы строим свою собственную семью, как смотрим на мир. Другое дело, нужно принимать и понимать других, какими бы разными они ни были. В конце концов, все мы «помешанные».

— Планируете выставку фотопроекта?

Лилит: Да, но так как обстоятельства все время меняются, пока не анонсируем. Но в планах она в конце апреля.

— Есть такая мысль, что до 30 лет женщина может реализоваться только в чём-то одном: или в карьере/творчестве, или в семье? Вы тоже так считаете?

Крис: Думаю, нет. Это зависит от женщины. Вот, например, Лилит как раз опровергает это.

Лилит: Сейчас есть какая-то странная поляризация. Женщины либо уходят «на кухню», либо настолько активно занимаются своей карьерой, что забывают о семье. И то, и другое – неестественно. Если работа – любимая, а муж – надёжная опора, то всё можно успеть. Конечно, рождение ребёнка, например, многое изменяет в жизни. Мне повезло, меня выручает муж – я могу его даже на целый день одного оставить с малышкой и не волноваться.

— Последний вопрос, совершенно традиционный. Есть какие-то рецепты вдохновения? Вот что делать, когда нет сил?

Крис: Меня вдохновляют люди и путешествия. Любимые города – Барселона, Будапешт и Рим. Я делаю много репортажных снимков во время путешествий. Я прошлым летом путешествовала по Украине с двумя иностранными гостями и было очень приятно узнать, что друзья следят за тем, какие карточки я выкладываю, ждут их, как новую серию в любимом сериале. Стараюсь читать профессиональную литературу. Например, Ларри Кинга «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». Он считал, что главное в хорошей беседе – это откровенность, честность и неподдельный интерес к собеседнику. Я это раньше и так понимала, интуитивно. Приятное ощущение, когда твои мысли совпадают с тем, что говорят настоящие мастера своего дела. Так что источников вдохновения много. Еще кино и музыка. Но главный – это люди: друзья, знакомые, герои проекта, иногда даже просто прохожие в новой для меня стране.

Лилит: Я — человек-деталь. Всего один мазок на картине, одна мысль в книге, один диалог в кино и одна нота в песне могут изменить мой день.

Фото: Лена Самойленко

P. S. Спасибо за гостеприимность итальянскому ресторану Al Faro

Інші публікації

В тренде

artmisto

ARTMISTO - культурный портал Киева. События Киева, афиша, сити-гайд. Культурная жизнь, актуальная афиша мероприятий Киева, обзоры, анонсы. Новости культуры, современное искусство, культурные проекты - на artmisto.net. При перепечатке материалов сайта индексируемая ссылка на artmisto.net обязательна!

© Artmisto - культурный портал Киева. События Киева, афиша, сити-гайд. All Rights Reserved.