Что принесет зима в кинотеатры: вредный Господь, выживший ДиКаприо, новый Тарантино и чудо-швабра
Если лето может с легкостью повергнуть в уныние адептов качественного кино обилием блокбастеров разной степени паршивости, то зимой же наоборот наступает праздник – количество обязательных к просмотру фильмов в особо удачные недели просто зашкаливает. Предлагаем гид по самым значительным картинам сезона, куда по ряду причин не вошли грядущие монстры кассовых сборов наподобие «Дэдпула» или «Звездных войн». Последние рекламирует даже Google – так что их выход в свет уж наверняка никто не пропустит.
Новейший завет — с 3 декабря
Жако ван Дормель снимает кино довольно редко: между нынешней работой и прошлой крупной премьерой, «Господин Никто», пролегает расстояние в 6 лет. Впрочем, нельзя сказать, что это рекорд для бельгийского постановщика – прошлый перерыв и вовсе длился с 1996-го по 2009-ый. Из-за такого непостоянства говорить о каких-то характерных чертах режиссерского почерка не приходится, в глаза бросаются лишь фирменная мрачноватая ирония и стремление к фрагментированию повествования, которое каждый раз реализуется несхожими методами.
«Новейший завет» рассказывает о Боге, который оказывается жителем Брюсселя и к тому же пренеприятным типом. Кроме сына, у Всевышнего есть и дочка, которая в силу мятежного возраста восстает против отца (или здесь уместнее было бы написать с заглавной?) и устраивает диверсию: сообщает смертным, сколько же им осталось топтать бренную землю, прежде чем в нее лечь. Остаток фильма занимает красочное описание последствий, и зная легкую мизантропию ван Дормеля, можно быть уверенным, что немногие из его героев решат провести отпущенные им дни в молитвах.
Виктория — с 10 декабря
Фестивальный хит этого года, взявший три награды на Берлинском киносмотре, в том числе и за выдающиеся художественные достижения. Речь в фильме идет об испанской девушке Виктории, которая пускается в одиссею по ночному Берлину с четырьмя незнакомцами, не зная при этом немецкого языка. Режиссер Себастьян Шиппер – опытный актер второго плана, что объясняет и сильные исполнительские работы «Виктории», и свободу, которую он предоставил своим подопечным на съемочной площадке: сценарий картины включал в себя лишь основные сюжетные повороты, и большинство диалогов были сымпровизированы. Фильм, длящийся более двух часов, снят одним дублем, причем, как утверждает ряд источников, с третьего раза. Представляете, каково приходилось бедняге, по чьей вине съемка откатывалась в самое начало, и как после этого повышался в кадре градус напряжения?
Легенда Хью Гласса — с 7 января
Благодаря волшебству золотых статуэток, полученных за “Бердмена”, Алехандро Гонсалес Иньярриту получил отличные условия для реализации нового проекта — и не постеснялся ими воспользоваться, превысив бюджет более чем вдвое. От священного ужаса продюсеров Иньярриту отмахивается, утверждая, что дело не в деньгах, а в искусстве. Потому, вероятно, режиссера будут активно выдвигать на получение еще одного “Оскара” — награды Киноакадемии становятся целебным подорожником для мировых кассовых сборов.
Сюжет обещает быть весьма несложным, что для Иньярриту не меньшее новаторство, чем жанр комедии, опробованный в “Бердмене”. Леонардо ДиКаприо предан и брошен умирать в тайге коварными Томом Харди и Доналом Глисоном — но остается в живых и жаждет выбраться из передряги, чтобы хорошенько отомстить обидчикам, которые сдуру еще и походя убили его сына. Судя по трейлеру, 135 миллионов (да-да, именно столько составила итоговая смета картины) пошли преимущественно на задобривание Эммануеля Любецки, который, похоже,умудрился сделать “Легенду” самым эстетично выверенным вестерном новейших времен. К тому же, этот фильм — темная лошадка, результаты забега которой в немалой степени повлияют на доверительность финансовых отношений с независимыми режиссерами в целом. В общем, поводов пойти на первый же удобный сеанс полно со всех сторон, а причин не смотреть, кажется, не найдется вовсе.
Омерзительная восьмерка — c 14 января
Новый фильм Квентина Тарантино – своего рода «Звездные войны» мира авторского кино: в рекламе не нуждается. «Омерзительная восьмерка» существует в двух версиях – первая отснята в формате 70мм, содержит пролог, антракт, длящийся около 12 минут, и идет свыше 3 часов, вторая же распространяется на цифровом носителе и пролога с антрактом не имеет. Пока неясно, окажутся ли обе версии в украинском прокате, и, памятуя участь двух вариантов «Нимфоманки» Ларса фон Триер в наших широтах, сразу напрашиваются пессимистичные прогнозы.
В актерском составе – внушительная часть тарантиновской старой гвардии во главе с Сэмюэлем Л. Джексоном, к которой примкнули Дженнифер Джейсон Ли и непонятно за какие заслуги облагодетельствованный Ченнинг Татум. И команда, и сюжет, и визуальная стилистика, заявленная в трейлере, в один голос свидетельствуют, что ничего нового Тарантино делать не собирается. На самом деле, режиссер избрал беспроигрышный вариант: фанаты «Джанго Освобожденного» будут в восторге, а поклонники «того самого Тарантино» времен «Бешеных псов» и «Криминального чтива» придут хотя бы для того, чтобы испортить настроение соседям по кинозалу своими вздохами. К тому же, за всеобщей истерией после выхода «Джанго» легко было упустить слова режиссера о возможно уходе из кино через пару фильмов. У кого хватит сердца не позволить ему хорошенько поразвлечься напоследок?
Мистер Холмс — с 14 января
Пожалуй, выход этого фильма искупает всю нездоровую шумиху вокруг образа Шерлока Холмса, царящую вот уже несколько лет кряду. Знаменитого сыщика здесь сыграл Иэн Маккеллен, и его Холмсу уже за 90 (самому актеру тем временем 76). Режиссер Билл Кондон, последние годы усиленно пятнавший свою карьеру Сумеречной сагой и неудачным байопиком о Джулиане Ассанже, на съемках этой картины, кажется, то и дело пересматривал свою единственную серьезную победу, оскароносную драму «Боги и монстры», где Маккеллен также был задействован. Результат приятно отличается от тех поделок, в которыми занимался Кондон несколько лет кряду — место нашлось и актерской игре, и даже некоторым режиссерским ухищрениям.
Джой — с 21 января
Дэвид О. Рассел в третий раз снял в главной роли Дженнифер Лоуренс, которую в “Голодных играх” когда-то уговорила участвовать мать — настолько не хотела актриса расставаться с излюбленными малобюджетными проектами. С тех пор Лоуренс стала куда увереннее чувствовать себя в блокбастерах, но диапазоном воплощений и “Оскаром” в 22 она все же обязана куда более скромным работам, в том числе — фильмам Рассела. Награду Киноакадемии Дженнифер принесло первое же сотрудничество с режиссером, “Мой парень – псих” (за перевод названия регулярно становится невыносимо стыдно, в оригинале фильм называется «Silver Linings Playbook» – даже вариант адаптации, который предлагает Википедия, «Пьеса со счастливым концом», куда лучше, чем то, что имеем в итоге). Его же “Афера по-американски” дала Лоуренс возможность попрактиковаться в исполнении колоритных второстепенных ролей, которой она, к слову, не постеснялась воспользоваться: те, кто видел фильм, наверняка не забыли ее героиню, отменную взбалмошную стерву.
Краткое описание «Джой» звучит по меньшей мере странно: это байопик о матери-одиночке, изобретшей чудо-швабру. Теперь-то детище Джой Мангано никакое не чудо — уже подростает поколение, которое и не узнает, что когда-то были швабры без возможности отжима, зато оснащенные зловонной тряпкой. Также Джой принадлежат такие удивительные изобретения, как вешалки, обитые вельветом, препятствующим досадному соскальзыванию вещей; сумки на колесиках с множеством отделений для вообще всего, что может пригодиться в поездке; линия очков, которые продаются комплектами, чтобы их можно было разбросать по всему дому, а не отыскивать в панике затерявшуюся пару… Полный перечень плодов нестандартного бытового мышления займет не одну страницу. Вместе с Лоуренс в фильме снялись два других режиссерских фаворита – Брэдли Купер и Роберт Де Ниро, большие специалисты в области историй, вызывающих легкое недоумение.
Девушка из Дании — c 21 января
Даже если вы еще не слышали об этом фильме, ближе к наградному сезону о нем наверняка будут говорить все и каждый. В «Девушке» сошлось множество факторов, на которые обращает внимание Американская киноакадемия: двое обладателей «Оскара», уже обращенных в нужное русло (напомним, что статуэтку дают в качестве «поощрения тех или иных достижений в кино»), тема обретения идентичности (фильм рассказывает о первой подтвержденной операции по смене пола) и актерская проработка образа в традициях школы Станиславского (Эдди Редмэйн для этой роли на 2 года погрузился в исследование трансгендерного сообщества и похудел на 7 килограммов). На выходе, вероятно, получим красивую и не слишком отягощающую смесь двух оскаровских хитов – «Король говорит!», одна из предыдущих работ режиссера фильма Тома Хупера, позаимствует «Девушке» эстетику, что заметно по трейлеру, а «Игра в имитацию» – приемы работы с ЛГБТ-тематикой. К тому же, картина собрала внушительный состав европейских восходящих звезд – роли получили Маттиас Шонартс, Бен Уишоу и Алисия Викандер.
Аве, Цезарь — с 18 февраля
Прошлый фильм Итана и Джоэла Коэнов, тоскливая музыкальная драма “Внутри Льюина Дэвиса”, миновал украинский прокат без всяких объяснений — что обидно вдвойне, учитывая уровень режиссеров и завоеванный картиной Большой приз жюри на Каннском фестивале. Будто в противовес визуальной меланхолии предыдущей работы, “Цезарь” очень красочен и буквально ломится от голливудских звезд, среди которых Скарлетт Йоханссон, Джордж Клуни, Ченнинг Татум, Джона Хилл и прочие, имя которым практически легион — в эпизодах затесался даже Дольф Лундгрен.
И колористикой, и актерским составом картина смахивает на “Отель “Гранд Будапешт” Уэса Андерсона, но градус абсурда, как это заведено у Коэнов, обещает быть на порядок выше. “Аве, Цезарь” расскажет об одном дне из жизни Голливуда 50-ых, где найдется место и пеплуму (историческому блокбастеру), в котором задействован ряд ключевых персонажей, и сценаристам, симпатизирующим коммунизму (на фабрике грез тех времен им приходилось особенно нелегко), и детективной коллизии (героя Клуни похищают неизвестные). Коэны утверждают, что этот фильм завершит трилогию, к которой относятся эксцентрические комедии “О, где же ты, брат?” и “Невыносимая жестокость”, а трейлер наводит на мысль, что “Аве, Цезарь” устроит свидание “Бартону Финку” с “Большим Лебовским”. Кажется, такое сочетание прольет мед на сердце любому поклоннику “двухголового режиссера”.