Влад Троицкий: «Нам навязывают идею о том, что завтра — жопа»

Кажется, в Украине нет людей, которые не знают кто такой Влад Троицкий. Как минимум, достаточно просто коротко перечислить его проекты, чтобы многое стало понятно: Гогольфест, театр “ДАХ”, Dakh Daughters, ДахаБраха, NOVA OPERA. Сейчас Влад ставит в Германии две пьесы по Климу: “Девочки и спички” и “Село Степанчиково”.

Мы поговорили с режиссером о том, чем живет театр “ДАХ” сейчас, о новой теме Гогольфеста-2017 и, конечно же, об украинской культуре и её восприятии заграницей и дома.

“О дивный новый мир”

Невозможно смотреть Тарковского или читать Джойса, если твое сознание не готово к этим смыслам.

Уже сейчас романное пространство — это слишком большая нагрузка для фрагментарного сознания.

У жизни нет времени для неспешного разворачивания романа, большой длительности и глубины. Человек боится остановиться чтобы, не дай бог, не задуматься. Он все время находится в симулятивной среде, когда “он актуален”.

Чувствуешь, что не хватает эмоций: посмотрел блокбастер или занялся шоппингом. Это дает обманное ощущение защищенности. Но потом, если не на всех, то на многих, накатывает такое “Упс, а что я делал?”. Как в стихотворении Арсения Тарковского: “вот и лето прошло, словно и не бывало…”. Вот и жизнь прошла.

О том, где искать спасения

В каждом человеке есть прекрасное и божественное, но оно не востребовано, поэтому оно прячется.

Начитанность, насмотренность,умение анализировать и высказываться — все это может атрофироваться. Душу ведь тоже нужно тренировать. Молитва — это труд, серьезная беседа — тоже, но если ты с этим не работаешь, то все это пропадает за ненадобностью.

Нам навязывают идею о том, что завтра — жопа. И предлагают два варианта: юмор и сериалы.

“Жопа-телик-жопа-телик”. И где среди этого всего ты?

Возникает страх, а запуганным человеком легко манипулировать. Популисты этим пользуются, они говорят: “Мы назначим врага, и чтобы его победить, нужна война. Но как выиграем, все будет зашибись”.

Раньше эту функцию защиты выполняла церковь. Причастился, исповедовался, послушал проповедь, увидел единомышленников, и тебя “попустило”. Потом был Совок, а сейчас человек один на один с собой.

Получается, что единственная эффективная технология спасения человека — это обращение к культуре. В ней человек становится свободным.

Человек расцветает. Возникает доверие к другому, синергия и со-творчество.Человек начинает искать “не врага, а друга”. Тогда это уже совсем другая технология жизни. И этими сталкерами в новую жизнь могут стать художники.

Украина, искусство, рынок — в мировом контексте

Украине практически отсутствует в мировом культурном контексте. В мировом сознании нет понимания, что Украина генерирует какой-то культурный контент.

Представим себе: где-то есть сомелье, которые могут оценивать хорошее вино, и есть виноделы, которые могут хорошее вино производить, но здесь и сейчас все пьют самогон. Я не говорю, что самогон — это плохо. Но самогон не имеет ничего общего с вином.

У нас нет людей, которые могут помочь публике его “дегустировать”. Нет толковой культурной журналистики, нет изданий, которые этим занимаются. У нас нет элиты. Нет рынка. Никто даже не стремится делать вид, что его интересует что-то более, кроме галимой попсы и 95-ого квартала.

При этом спонсору нужен фидбек, а если ты инвестируешь в такую сложную вещь как современный театр и музыка, то сложно получить его здесь и сейчас.

Культурный и интеллектуальный контекст мог бы появиться, если бы в Киеве был создан центр, который был бы визионером, транслировал современное видение мира в литературе, музыке, театре…. Тогда мы бы приподнялись на собственной провинциальностью, увидели, что востребовано в мире.

В Берлине, Париже, Лондоне происходит одновременно 300-500 событий.

Чтобы украинский продукт заметили, нужно входить массированно и активно. У России есть свой миф о русском балете, музыке, литературе. А украинского мифа такого толка нет, да и нет таких денег чтобы поддерживать потом этот миф. Но нужно его начинать создавать, работать над ним, искать сильные стороны.

Сейчас единственный путь — это создание коллаборационных проектов с иностранными институциями.

ДАХ и Dakh Daughters начинают замечать, при этом никаких инвестиций, кроме таланта, Украина не вкладывала.

Но пока ни в МИДе, ни в Минкульте нет опыта и ресурсов для организации таких проектов. Пока все, что у нас есть — это локальные проекты, местечковость..
Да, где-то что-то говорят об Украине. Но это миг, капля в море.

Культура в Украине — это сфера феодальных кланов, которые остались еще со времен Советского Союза. Фактически, ничего не поменялось. Только в Союзе была надстройка — отдел идеологии ЦК КПУ.

Сейчас средняя частота смены министров: раз в год. Нет ресурса, чтобы управлять всем этим. А те, кто уже в системе, не хотят, чтобы что-то изменилось. Я был в этой феодальной системе, работал и пытался убеждать людей пробовать что-то новое.

Все только жалуются на недостаточное финансирование — от национальных театров до симфонических оркестров. При этом бюджет минкульта 2,5 млрд. гривен, и это не так уж мало, просто он используется неэффективно.
В Киеве два оперных театра (вместе с  детским), а такую роскошь не могут себе позволить ни Швейцария, ни Франция, а мы такие богатые, что можем. При этом вопрос о качестве продукта, который они выдают, не решен.

Я ничего не имею против “Лебединого озера”, но качество постановок будет когда-то улучшаться?  Что там еще, кроме “Лебединого озера” у нас в театрах?

Есть русская школа, русский балет. А в чем фишка украинского балета, где его особенность? Один Раду Поклитару? Почему забанили Дениса Матвиенко, который начал привносить некую живую линию? Он был худруком  в Оперном театре, а сейчас  уехал. Но что он мог сделать здесь, если он был никому не нужен?

В принципе, и я не нужен Украине как институции. Но я здесь, это вопрос гражданской позиции.

Если бы Троицкий стал министром культуры

Как минимум, я бы ни в коем случае ничего не сносил и не уничтожал. Любая разрушительная политика чревата войной.

Для начала я бы создал единую институцию по формированию нового художественного языка. Она бы, в том числе, готовила культурных менеджеров — и сразу выдавала готовый продукт. Также создал бы фонд для поддержки культурных проектов. В его руководстве должно было бы быть минимум 50% представителей не из Украины.То есть, те люди, которые понимают реальный культурный контекст и не знают, что такое кумовство.

Как только появляется этот культурный фильтр, можно выстраиваешь реальную коммуникацию со СМИ, представлять проект зарубежом.

Через 2 года этот центр накопит социальный и медийный ресурс, появятся независимые медиа и журналисты, критики с определенным уровнем доверия и так далее.

И только после этого появятся люди, которые могли бы руководить культурными центрами, могли бы что-то сделать с теми неэффективными культурными институциями, которые существуют сейчас.

О том, чем живут проекты театра “ДАХ”

Театр ДАХ живет насыщенной жизнью. Dakh Daughters сейчас в Париже, они представляют большое шоу TERABAK DE KYIVэто наш совместный проект с театром Монфор и режиссером Стефаном Рикордель. Этот проект продан в разные страны на три года вперед.

У ДАХа готовится еще один музыкальный кабаре-проект “Це шо?”, премьера которого будет летом. Ещё — “Предвыборный съезд толкователей Апокалипсиса” в средине весны. Это будет что-то среднее между спектаклем и медийный проект с интернет-флешмобами и перфомансами. С NOVA OPERA будем делать “Ковчег”, оперу-балет совместно с швейцарским центром. Его предпремьера состоится в начале лета, потом — на Гогольфесте, а полноценная премьера будет в Швейцарии. Проекты “Йов” и “Вавилон” ездят по гастролям за границей, новая версия “Вавилона” будет представлена  24 марта в КПИ. В апреле, в страстную пятницу, мы сыграем “Йов” в Харькове.

Мне не стыдно привозить свой продукт в другие страны, в нем есть “самость”.

Форма и язык одновременно и универсальны, и самобытны. При этом мало кто интересуется бытовыми вопросами театра. Например, то, что за отопление приходит платеж в 40 тыс. гривен или то, что у нас нет ставок.

Проблем с восприятием в Украине у ДахиБрахи, Dakh Daughters и NOVA OPERA тоже нет, нас любят. Но у нас нет своего пространства, чтобы мы могли системно и регулярно работать, наполнять культурный рынок другим продуктом и выпускать по 5 премьер в год.

О “Ковчеге”

Тема ГОГОЛЬFEST в этом году — “Ковчег”.

Потоп можно рассматривать не как водичку, а как трешовую информацию, а ковчег как спасение…  Но что для тебя этот ковчег? Что ты возьмешь с собой? Если семья — это маленький ковчег, то как выстроишь доверие с другими, чтобы вместе создать большой ковчег? И надо ли ждать ветвь голубки? Может,  ковчег — это уже и есть твоя Новая земля?

Заглавное фото — агенство repor.to, фото взяты с фейсбука

Інші публікації

В тренде

artmisto

ARTMISTO - культурный портал Киева. События Киева, афиша, сити-гайд. Культурная жизнь, актуальная афиша мероприятий Киева, обзоры, анонсы. Новости культуры, современное искусство, культурные проекты - на artmisto.net. При перепечатке материалов сайта индексируемая ссылка на artmisto.net обязательна!

© Artmisto - культурный портал Киева. События Киева, афиша, сити-гайд. All Rights Reserved.