Мария Плотникова — мультидисциплинарный художник. Работает с такими формами как перформанс, инсталляция, видеоарт и др. В 2015 году выиграла стипендию Сhevening Scholarships, изучала современное искусство в Oxford Brookes University (2016). Принимала участие в «Гогольфесте» (2014), фестивалях Fringe Art Bath Festival и Interdisciplinary Arts MA festival (Англия, 2016). Победительница «Фестиваля молодых украинских художников» в Мыстецком Арсенале (2017). Родилась в 1983 году, живет в Киеве.
Я хотела стать художником столько, сколько себя помню. В детстве мне больше всего нравилось рисовать. Но родители хотели сделать из меня всесторонне развитую личность и старались занять по максимуму: изостудия, музыкальная школа, танцы, бассейн. Лет в девять мне это надоело, и я заявила, что никуда больше ходить не буду. Отец предложил мне решить, чего я действительно хочу. Я выбрала художественную школу, которую в итоге и закончила. Это был нужный опыт, но академизм учителей не способствовал вдохновению. И два года после окончания художки я вообще не рисовала.
«В нашей системе образования ты со своими идеями никому не нужен»
На вопрос «кто ты?» я отвечаю «художник», но с этим словом есть проблема. На Западе существует понятие «artist», которое включает в себя огромный спектр самых разных практик. У нас же слово «художник» намного у´же и ассоциируется преимущественно с изобразительным искусством. К тому же, у него ореол повышенной важности — тебе еще надо осмелиться назвать себя художником. Вот в украинском языке есть замечательное слово «митець», которое соответствует английскому «artist». В русском я такого эквивалента не нахожу.
Я не училась в художественной академии. Когда пришло время выбирать профессию, мне объяснили, что если я стану художником, то всю жизнь буду продавать картины где-нибудь на Андреевском спуске и жить в нищете. И я поступила на биологический факультет на специальность «Психофизиология», пришла туда с горящими глазами, мечтала заниматься собственными исследованиями. Но оказалось, что в нашей системе образования ты со своими идеями никому не нужен. Или студент подключается к разработкам, которые уже ведутся на кафедре, или не сможет делать вообще ничего. У меня быстро пропал интерес, и со второго курса я перевелась на заочный, стала заниматься графическим дизайном. В 22 года я переехала в Киев. Сейчас работаю арт-директором в креативном агентстве «BBDO Ukraine». А художественными проектами занимаюсь в свободное от работы время.
Первую инсталляцию я сделала в 13 лет. Из подушек, одеял и одежды я собрала фигуру человека, посадила его на диван, а сама спряталась. Когда в комнату вошла мама, она застыла от неожиданности и испугалась, потому что он выглядел как настоящий. Было дико любопытно наблюдать за ее реакцией.
Первая работа в Киеве называлась «Человек за окном». В ней было что-то от той детской инсталляции. Я сделала из скотча фигуру человека, надела на него одежду и прикрепила на штыре на уровне четвертого этажа. Все выглядело так, будто бы человек цепляется за выступ и вот-вот упадет. Буквально через 15 минут ко мне в квартиру вломился наряд милиции. Что спасать никого не надо, выяснилось быстро, а вот штраф за ложный вызов пришлось заплатить, хотя я никого не вызывала. Оказывается, под окном уже собралась толпа, человек сорок. Люди подумали, что это живой человек, который сейчас упадет, и вызвали милицию. То, что он не шевелится и долго висит в неудобной позе, никто не заметил.
«Музей — это хранилище, библиотека. Галерея — место, в котором можно экспериментировать»
Я работаю в уличном пространстве, потому что могу там свободно разговаривать с людьми. Когда я только начинала что-то делать в Киеве, у меня не было опыта, знакомых в арт-тусовке или выхода на институции. Я работала над проектами там, где была возможность. Позже я поняла, что в галерее общаешься только с определенным кругом людей, а на улице твоим зрителем может стать кто угодно. В отличие от публики в галерее, у случайных прохожих нет ожиданий, можно наблюдать за живой реакцией. Минус в том, что не чувствуешь себя в безопасности.
Музей и галерея — два разных пространства. Музей — это хранилище, библиотека. Галерея — место, в котором можно экспериментировать. Если галерея как локация достаточно молчалива, и ее пространство не накладывает отпечаток на твою работу, то музей — это место с историей, которая становится частью того, что ты делаешь.
У меня много любимых художников: Мона Хатум, Аллан Капроу, Джон Кейдж, Вали Экспорт, Ребекка Хорн, Марина Абрамович и Улай, Ребекка Мосс, Ксавье Ле Рой. Очень важный для меня художник — Джозеф Бойс. Благодаря его работам люди стали понимать, что искусство может быть непредметным, просто происходить — быть процессом без результата. Из украинских мне нравится Ani Zur. Это киевская художница, она занимается перформансом. В ноябре планируем вместе сделать перформанс в «Изоляции».
Сейчас мне кажется актуальным participatory art («искусство соучастия» — прим. ред.). Начиная с ХХ века, искусство стало включать зрителя в произведение на уровне действий. Человеку больше не интересно быть пассивным созерцателем. Он хочет быть частью работы, непосредственным участником произведения искусства, чувствовать себя значимым, понимать, что работа именно про него.
«Искусство может быть непредметным, просто происходить — быть процессом без результата»
Я исследую взаимодействия между людьми. Любые. Мне интересно, как люди вообще взаимодействуют друг с другом, о чем это, как это может меняться, почему это происходит или не происходит.
Мультидисциплинарный художник. Не ограничивает себя каким-то одним медиа, одним средством выражения. Работает с концепцией, а не с техникой. Идея сама ищет для себя оптимальную форму, а работа — пространство для осуществления. Технический инструментарий не должен быть ограничением. Если мультидисциплинарный художник никогда не работал с какой-то формой или техникой — это отличный повод научиться, сейчас все доступно.
Перформанс «Stick Apart» в Англии. Работа, представленная на «Фестивале украинских молодых художников» в Мыстецком Арсенале, изначально была моим дипломным проектом в университете в Оксфорде. Идея перформанса развивалась долго. Сначала в нем было всего 2 человека, которые шли друг за другом, связанные стиками, потом — пятеро. И, наконец, в результате экспериментов была найдена форма квадрата из 16 человек. Стики, удерживаемые давлением тела, — связи, возникающие между людьми.
В первоначальной версии были ведущий и ведомые, существовала иерархия. А в квадрате даже стоящим впереди надо согласовывать свои действия — выбирать, с кем и как взаимодействовать. Здесь нет никаких ролей, все на равных. Перфомерами были художники из разных стран — мои одногруппники. Мы представляли перформанс на улице и в галерее.
«Человеку больше не интересно быть пассивным созерцателем. Он хочет быть частью работы, непосредственным участником произведения искусства, чувствовать себя значимым, понимать, что работа именно про него»
Перформанс «Stick apart» на Майдане Независимости. В Украине работа демонстрировалась в двух локациях. Сам перформанс проходил на Майдане, а затем на выставке в Арсенале работа была представлена инсталляцией. В ней показано негативное пространство перформанса — стики расположены так же, но без людей. Зрители могут зайти внутрь инсталляции и почувствовать, что происходило с перформерами. Рядом с инсталляцией помещено видео киевской версии перформанса.
В Англии все перформеры уже были группой. В Киеве появилась новая задача — сделать случайный набор людей сообществом, в котором все умеют взаимодействовать друг с другом. 40% перформеров были моими знакомыми, остальных я нашла благодаря фейсбуку. Мне очень повезло, практически все так или иначе были связаны с арт-средой и очень хорошо прочувствовали работу. Каждый участник перформанса не просто исполнитель, но одновременно и художник, от решений которого зависит, как будет выглядеть произведение.
У нас было всего 3 репетиции, которые тоже можно назвать частью перформанса. Мы мало общались вербально, чтобы все имеющееся в распоряжении время работать над телесной осознанностью и взаимодействием внутри группы.
Перформанс «Stick apart» исследует ряд вопросов. Что важнее — сообщество или индивидуальность? Одиночество и свобода или причастность к чему-то большему и отказ от себя? Где граница между ними? Нужно ли жертвовать собой ради взаимодействия с другими людьми? Что важнее? На эти вопросы каждый находит ответ самостоятельно. Находясь в группе, ты чувствуешь связь с другими людьми, но не можешь свободно передвигаться. Во время перформанса каждый его участник вынужден принимать решение, с кем ему оставаться. Какие-то связи теряются за счет того, что сохраняются другие.
Реакция зрителей. В Англии люди реагируют мягко. Никто не оценивает, не подходит к тебе и не говорит, что он об этом думает. Иногда люди рассказывают, что они переживали, пока смотрели. Иногда говорят «спасибо». Ни у кого нет напряжения, там привыкли к такого рода вещам.
На Майдане людям было интересно, но они как будто стеснялись взять на себя ответственность зрителя. Люди видели, что что-то происходит, потом бежали к ближайшему дереву, кусту или столбу, прятались за ним и наблюдали уже оттуда. Встать и просто смотреть на то, что тебе интересно, — это тоже выбор. В тот, момент, когда ты принимаешь решение смотреть, ты становишься зрителем и заявляешь «я сейчас смотрю на это». Наши люди боятся открыто проявлять себя.
«Перформеры не просто участники, они — первая публика. Я взаимодействию с ними, а дальше уже они как художники транслируют идею другим людям»
В моих перформансах процесс является предметом искусства. Перформеры не просто участники, они — первая публика. Я взаимодействию с ними, а дальше уже они как художники транслируют идею другим людям.
В Украине искусство часто воспринимается, как какая-то загадка или квест. Люди подходят и радостно заявляют: «Я понял, о чем это». Арт-объект — это не загадка и не задачка по математике. Тут нет четкого правильного ответа. У зрителя может быть своя интерпретация того, что я делаю. Она не обязана совпадать с моей. И это не о «правильно» и «неправильно».
Не надо никому ничего объяснять. Если человек не хочет провести с работой хотя бы 10 минут, то у него нет желания разобраться. Некоторые люди задают вопрос «о чем это?» только для того, чтобы убедиться, что это ни о чем, и уйти довольными собой. Это их выбор. Все ок. Кроме агрессии, любая реакция адекватная.
В нашем обществе перформанс ассоциируется со зрелищностью. С акробатическими номерами, и чтобы в конце обязательно был салют. Но воспринимать произведения искусства — тоже работа.
У художника часто отсутствует связь с реальностью. Например, человек показывает черный кубик и думает, что это должно вызывать радость, а это вызывает фрустрацию и печаль. Мое обучение в Англии основывалось на методе фидбека. Тебя не оценивают, не говорят, плохо или хорошо то, что ты делаешь. Вместо этого люди рассказывают, что они чувствовали, когда смотрели на твою работу, какие мысли у них возникали. Для художника это очень полезно.
«Если человек не хочет провести с работой хотя бы 10 минут, то у него нет желания разобраться»
Мне не нравится наша система образования. В Оксфорде у нас был практический курс. Тьюторы хотели, чтобы мы были собой, и не пытались подогнать нас под существующие рамки. Они работали с нами так, чтобы мы сначала нашли свою тему, углубились в ее исследование и только потом шли в библиотеку, чтобы найти единомышленников среди художников. У нас же все происходит ровно наоборот: студентов сначала перегружают теоретической информацией, а потом им ничего не хочется делать – ведь все уже когда-то кем-то создано.
Быть молодым художником в Украине сложно. Если ты занимаешься предметным искусством, можно попытаться его продать. Но даже в этом случае не факт, что ты будешь что-то зарабатывать. Да, существует система грантов, но их дают под определенные проекты. По сути тебе оплачивают только продакшн, считая, что гонорар художнику – это лишнее.
«Воспринимать произведения искусства — тоже работа»
Я не хочу давать определение тому, что такое искусство. Зачем? Яочу оставить себе пространство для свободы и экспериментов.
Правила жизни. Я могу сейчас озвучить какой-нибудь красивый слоган, но вряд ли его можно считать универсальным. Да, есть какие-то классные емкие высказывания, которые работают в той или иной ситуации. Но жизнь сложнее и многообразнее любых формулировок.
ARTMISTO - культурный портал Киева. События Киева, афиша, сити-гайд. Культурная жизнь, актуальная афиша мероприятий Киева, обзоры, анонсы. Новости культуры, современное искусство, культурные проекты - на artmisto.net. При перепечатке материалов сайта индексируемая ссылка на artmisto.net обязательна!