О вдохновении, завтраках и не менее важных вещах
Пару лет назад она нетривиально решила проблему «ленивого утра»: начала приглашать на завтраки интересных людей и вести блог, в котором описывала эти беседы за чашечкой кофе. Проект получил название «Inspiration for breakfast», собрал немалую аудиторию и действительно стал главным источником утреннего вдохновения для множества читателей. Несколько дней назад мы встретились с Ангелиной, чтобы поболтать…. о чём? Практически обо всём: о том, почему вдохновение – это бизнес, почему кто-то живёт в сказке, а кто-то – совсем наоборот, почему Киев — город голодных людей и в чем разница между успехом в 20 и в 40.
— На данном этапе лично для Вас Inspiration for breakfast – это что: цель, инструмент или средство? — Два с половиной года назад мы с подругой задумывали Inspiration for breakfast как проект одновременно и развлекательный, и нетворкинговый. Мы заметили, что утро было каким-то ленивым и несобранным.
Меня привлекают не «лица» сами по себе, а именно то, что и как люди делают, их отношение к вещам, миру, бизнесу
Чтобы пораньше приехать в город и войти в рабочий ритм, решили назначать встречи с интересными людьми. Уже два года я веду проект сама, сейчас для меня этот блог – возможность найти ответы на вопросы – к людям, миру, себе.
— Считали, сколько бесед было проведено за это время? — Точно больше ста.
— Были какие-то люди, которых Вы хотели, но так и не смогли заполучить на интервью? — Да, несколько. Значит, у человека другие цели в общении с прессой. Это нормально. Писать PR—статьи, чтобы потом их правил пиар-менеджер, я не собираюсь. Но в основном люди, которые мне интересны, соглашаются охотно. Тем более, много кто уже знает о проекте. Я ищу новые интересные лица. Например, Леся Оробец. Несмотря на всю «медийность», качественных интервью с её участием было не так уж много, поэтому было интересно с ней встретиться.
— Часто обращаются с просьбой написать про себя/друга/начальника? Как проходит процесс отбора? — Блог уже стал полноценным СМИ. Конечно, мне часто пишут, рекомендуют своих знакомых и партнёров. И не всегда это те люди, про которых мне хотелось бы писать.
Вдохновение – это бизнес, как нефть
Было пару случаев, когда я всё-таки поверила рекомендациям, но быстро поняла, что, если я не чувствую человека – это трата времени, каким бы прекрасным он ни был. То есть меня привлекают не «лица» сами по себе, а именно то, что и как люди делают, их отношение к вещам, миру, бизнесу. Раньше я боялась кого-то обидеть, сейчас, когда мне пишут что-то типа: «Возьмите интервью у Ивана Ивановича, потому что он прекрасный руководитель», я отвечаю: «Сорри, мне это не интересно».
— Но вообще просматриваете эту тонну сообщений? — Да, я, конечно, рассматриваю разные предложения – это способ выйти за рамки привычного круга общения. Проблема многих наших СМИ в том, что они пишут про одних и тех же. Есть ряд медийных лиц, которые доступны для интревью — и вот в разных изданиях, даже самых крупных, появляются одинаковые безликие материалы, всё те же на манеже – в результате журналистика скатывается непонятно куда.
— На интервью к Вам приходили самые разные люди из бизнеса, искусства, политики. Случалось ли такое, что после беседы с кем-то завязывались отношения, появлялись совместные проекты уже за рамками Inspiration for breakfast? — Да. Но на самом деле я не умею пользоваться всеми своими связями. Вообще не люблю «пользоваться» людьми. То есть, если я понимаю, что на каком-то этапе не могу предложить человеку что-то взамен, не буду его ни о чём просить.
— Были такие интервью, после которых Вы чувствовали: «Что-то во мне только что изменилось»? — На этот счёт у меня есть своя «теория изменений». Представим себе, что сознание человека разделено перегородками. В верхнем сегменте – поверхностное восприятие мира, а в нижнем – максимальная осознанность. Когда человек рождается, он находится на самом верху: у него есть набор каких-то базовых характеристик, и не более.
Хорошее интервью – не то, когда человек отвечает на твои вопросы, а то, во время которого находит ответы на свои собственные.
Знания и опыт, накапливаясь, помогают прорвать перегородку и перейти на другой, более глубокий уровень понимания происходящего. Так и с этими интервью. Я не могу выделить какого-то одного человека, беседа с которым изменила бы меня. Но были случаи, когда я чувствовала, что «количество перешло в качество» — теперь я действительно знаю больше, не просто понимаю и принимаю, а осознаю.
— Вы – спец по вдохновению. Что это такое, откуда оно берётся? — Я уже много раз говорила, что вдохновение – это результат, а не причина. Очень удобно думать, что всё наоборот, и на этом можно даже сделать большие деньги. Вдохновение – это бизнес, как нефть. Его продают на тренингах. Но вся штука в том, что нет никакой гарантии, что оно посетит Вас даже после самого дорого семинара. Желание что-то делать – это следствие решения внутренних конфликтов и работы над собой. Если Вы не готовы её проводить, то никто не поможет.
— Изучали какие-то специальные приёмы, как «разговорить» человека на интервью? — Когда только начинала, делала все интуитивно. Потом мне самой стали интересны многие психологические моменты, начала много читать об этом. Вообще, главное во время интервью – заставить человека говорить именно о себе. Не о бизнесе, творчестве, политике, а именно о своём отношении ко всему этому. Хорошее интервью – не то, когда человек отвечает на твои вопросы, а то, во время которого находит ответы на свои собственные.
— Как появился проект No make-up breakfast, и будет ли он продолжаться? — Я долгое время хотела создать какой-то формат встреч для девушек, который а) был бы совсем не похож на типичный женский клуб; б) на который бы приглашались не распиаренные медийные лица, а просто интересные успешные люди, с которыми можно спокойно поговорить, чему-то у них поучиться. Плюс найти ответы на самые разные вопросы, получить пинок для старта своего бизнеса, найти потенциальных партнеров.
Развитие города определяется не количеством парков и школ, а уровнем внутренней свободы.
— В скором времени ждать ещё подобных встреч? — Проект будет продолжаться, пока я опять «нащупываю формат». Проблема в том, что, как только в Киеве у кого-то появляется классная идея, кто-то сразу же запустит клона. Зачем придумывать что-то своё? Зачем что-то улучшать? Просто поменяем слово в названии и будем ждать лёгких денег. Формат моих встреч уже скопировали все кому не лень, так что теперь ищу что-то ещё более свежее и интересное.
— Кстати, о Киеве… Как складываются отношения с ним? И есть ли какой-то другой город, в котором Вам комфортнее? — Комфортнее всего – в Стамбуле. Вот какая история получается: там, стоя на людной улице мегаполиса, ты ощущаешь себя не одиноким, а свободным. В Киеве – наоборот. Это – город голодных людей, которые приезжают сюда, чтобы заработать денег и состояться, наступив тебе на горло. Он никогда не дает отдохнуть. Ты всегда что-то кому-то должен: должен как-то так выглядеть, что-то такое говорить, как-то так поступать… Уровень развития города определяется не количеством парков и школ, а уровнем внутренней свободы. Думаю, нам нужно ещё несколько поколений, чтобы это чувство было чем-то самим собой разумеющимся.
Когда тебе 20, ты крутой, если у тебя много знакомств, денег и ты где-то тусуешься каждый день. А что потом? В 40, например?
— Вы сами этот этап «голода» прошли? — Да, вначале я тоже хотела только денег. Это легко объяснить: я выросла в очень стеснённых условиях. Когда в детстве стоишь у газетного киоска, но не можешь позволить себе купить любимый журнал, потому что это для семьи уже роскошь, то потом, дорвавшись до свободы в действиях, не думаешь о построении системного бизнеса и чего-то в таком духе: ты просто хочешь много денег. Я начала работать ещё в 8-9 классе: преподавала танцы и английский детям. Потом стала работать в сфере рекламы, быстро накопила на машину, хотела ещё и ещё…
— Что изменилось? — Думаю, накопилось много факторов. Хорошо помню момент, как перед сном читала «7 навыков…» Стивена Кови. Там было упражнение на ценности. Я начала записывать ответы и тут подумала: «Стоп, когда тебе 20, ты крутой, если у тебя много знакомств, денег и ты где-то тусуешься каждый день. А что потом? В 40, например?». Нашёлся только один ответ: семья. Никаких других более универсальных ценностей нет. Тогда я впервые это осознала. Так что в 40 лет успех – это крепкая семья и свой хороший бизнес, ориентированный на будущее.
— Что раздражает в людях? — Неискренность и лицемерие. Когда меня подставляют и говорят: «Это же бизнес», я думаю: «Это – не бизнес, это просто люди не научились жить как люди».
Я верю в то, что каждый живёт так, как хочет. Кто-то – в сказке, потому что он верит, что всё даётся легко. Кто-то – в жопе, потому что любит страдать и не любит ничего делать.
— Мысль типа «я_всё_делаю_неправильно» часто посещает? — Постоянно. Особенно сейчас, когда я ушла из рекламы и решила заняться чем-то совершенно другим. Вопрос только в том, как ты справляешься с этими мыслями. Одно дело – бесконечная рефлексия, другое – попечалиться вечером, а утром начать делать крутые вещи.
— Жизнь – боль? Или всё-таки нет? — Я верю в то, что каждый живёт так, как хочет. Кто-то – в сказке, потому что он верит, что всё даётся легко. Кто-то – в жопе, потому что любит страдать и не любит ничего делать. Кто-то живёт, преодолевая трудности, потому что он верит, что без трудностей нельзя. Однажды я заметила, что через пару недель после моих интервью похожий материал появляется на другом ресурсе. На мой вопрос по этому поводу, редактор ответила, что это – нормально: «…ньюсмейкеров мало, на всех не хватает». Она в это верит. Так и пишет, так и работает. А Маша Цуканова верит, что возможностей – миллионы, поэтому делает крутой продукт. Реальность – это не какая-то данность, мы сами её создаём. Может, это – не более чем моя идея, но для меня она работает.