Алёна Гудкова: Не понимаю проблем с мотивацией
(с) фото обложки Дарья Шрамко
15 марта в Киеве на арт-заводе Платформа стартует образовательная программа Creative Management Camp 2.0 для организаторов социально-культурных проектов. Мы продолжаем разговаривать с лекторами курса об особенностях проектного менеджмента в Украине, а также принципах и нюансах их деятельности.
Герой этого выпуска – Алёна Гудкова (Злобина) – основатель и руководитель благотворительной барахолки Кураж Базар (ранее The New Old), в которой принимает участие практически вся светская тусовка Киева. В преддверии нового, ожидаемого всеми Кураж Базара, (25-27.03.16, арт-завод Платформа) мы поговорили с Алёной Злобиной о том, зачем ей нужна благотворительность; какие ошибки лучше не совершать, если ты работаешь над проектом; и почему на клипы певицы Камалии можно смотреть бесконечно долго.
(с) фото Антон Кулаковский
Нельзя всё время только деньги загребать, столько не влезет. Человек, который стремится к развитию, личному или духовному, рано или поздно чувствует потребность отдавать.
Когда ко мне пришла идея барахолки, вопрос о прибыли не стоял. В тот момент мне захотелось просто отдать свою десятину, не столько деньгами, сколько головой. Нужно было организовать ивент, который сделал бы благотворительность вкусной, интересной, вместо того, чтобы тупо подходить к людям и просить: «Вот вам фото больного лысого ребенка, переведите, пожалуйста, ему деньги».
Я сказала: « Эй, люди, берите свой хлам и приходите помогать детям. Общайтесь, тусуйтесь, я привезу вам лучших диджеев». И мне ответили: «Ого! Это что-то новое. Вот это подходит!»
Я проанализировала рынок, увидела, что у нас нет (на тот момент не было) ни одной качественно организованной барахолки европейского уровня: с музыкальным сопровождением как в Берлине; уличной едой как в Испании; с примерочными, нормальными туалетами, охраной.
Мы круто стартанули, мне страшно понравилось этим заниматься, и тогда я решила делать новые проекты уже на коммерческой основе, чтобы сконцентрироваться только на этом, кормить себя и команду, отойдя от работы, которой занималась параллельно во время существования The New Old. Так у нас появилось два вида барахолок: коммерческая и благотворительная. Обе сейчас называются «Кураж Базар», мы объединили их под одним названием, чтобы не путать потребителей и не вести два аккаунта в соцсетях.
Боюсь ли я, что благотворительные ивенты могут играть на недобросовестную конкуренцию? Конечно, нет! Это мой выбор, извините, у меня нет времени думать, как сделать так, чтобы каждому было удобно. Главная задача — создать продукт настолько качественный, чтобы взорвать людям мозг. При подобном раскладе ни у кого язык не повернется сказать, что мы делаем что-то неправильно.
Даже на коммерческих барахолках я всегда выделяю площадь для благотворительных фондов. Пусть кто-то собирает деньги на строительство кинотеатра или поддержку бездомных животных. С меня что, слезет?
Сейчас у меня появилась новая идея фикс – социализация людей с ограниченными физическими возможностями. Недавняя история про то, как переселенца с ДЦП выгнали из кафе – это жесть! Стыдно, что наше общество воспитывает в людях комплексы, не хочу, чтобы мои дети это видели.
Я недавно вернулась с Бали, где наблюдала совершенно другое отношение. Мы с Сашей были на экскурсии в monkey forest . Это такое место на холме среди джунглей, с крутыми подъемами и спусками. Начался дождь. Мы стоим, нервничаем, думаем куда бежать и что делать. Вдруг замечаем мужчину в коляске, всего в татуировках, безумно красивого, который совершенно спокойно натягивает на себя дождевик и направляется к выходу. У чувака в глазах ни тени растерянности или страха. А я стою и думаю: как он попал сюда вообще, кто его пустил, почему без сопровождающего? И в этот момент понимаю, что это не мои мысли, а общества, в котором я воспитывалась.
На любой из наших ивентов вход для людей с ограниченными физическими возможностями всегда будет бесплатный. Мы постараемся привлекать хелперов, создавать безбарьерную среду. На самом деле, далеко не всем нужна помощь, например, многие колясочники прекрасно умеют ориентироваться самостоятельно. Всё, что нужно таким людям — дружелюбие.
Чем здоровый гедонизм отличается от нездорового? Думаю так: если ты хорошо поработал, имеешь полное право насладиться результатами своего труда. Не люблю, когда начинается срач из серии: «Почему такой-то на дорогой тачке ездит, почему тратит столько денег на шмотки?» Или: «Зачем эта девушка всё время постит фоточки своих ног?»
Простите, какое ваше дело, если человек заработал на машину? Если девушка ноги каждый день в зале качает, если у неё нереально красивые бедра, пусть она их хоть на аватарку выкладывает!
Я считаю, что стремление получать удовольствие развивает, но только в том случае, когда есть готовность вкладываться в результат.
Нездоровый гедонизм – это потребление без производства. Бесит позиция паразита: сидеть на диване, жрать бургеры и рассказывать всем, что наслаждаешься жизнью. Самое противное, что такая хрень некоторыми людьми подается как осознанный выбор. Из серии — я похуист и этим горжусь. На самом деле, по моим наблюдениям, человек, чаще всего, просто остановился в развитии и не смог стать полезным для общества. Такую позицию я воспринимаю как крайне нездоровую тему и стараюсь не ввязываться в такие отношения.
(с) фото mainpeople
Я знаю, чего я хочу. Это точно. И буду дожимать своё до последнего. Никогда не понимала проблем с мотивацией ни для себя лично, не для других. Поэтому при работе с командой я редко задаю себе вопросы из серии: «А какой стиль управления лучше — авторитарный или демократический?»
Важно, чтобы результат был! Мои девочки пашут так, что иногда я заряжаюсь, просто наблюдая за их работой. Я думаю, высокомотивированная команда с похожими ценностями – это вода, которая отточит любой камень. Иногда у нас в команде, конечно, происходят факапы, но я всегда стараюсь разруливать такие ситуации при помощи разума, а не эмоций.
Критична ли я к себе? О боже, любимое занятие! Обвинить себя во всем. Нашифровать. Потом нашифровать еще поглубже. Упасть в депрессию. Потом начинать всё исправлять. Думаю, мне помогает скорая помощь в виде анализа ситуации. Я начинаю разбирать, где реально виновата, а где ничего нельзя сделать. Чем взрослее становлюсь, тем больше понимаю, что есть вещи, которые от нас не зависят.
Ты просишь меня назвать пять главных ошибок при работе над проектом. Ок. Чаще всего я наблюдала такие проколы:
1) Убиваться из-за деталей, важных лично для тебя, но незаметных потребителю
Иногда слышу разговоры из серии: «Ой, какой кошмар, что делать, у меня занавеска вовремя не открылась!» Или: «Всё, конец, диджей неправильно свел треки».
Так вот – это фигня. Да, детали очень важны, но если у тебя цейтнот и нужно сделать выбор: реализовывать три невидимых для потребителя штуки или одну видимую, выбор всегда лучше сделать в пользу последнего.
2) Тяжело прощаться
Нельзя тратить время на переживание предательства внутри команды, уходов или плохой работы подрядчиков. Упали, отряхнулись и пошли дальше.
3) Браться за проектную идею, не понимая, как она работает
Когда фестиваль делают люди без опыта работы в проектном менеджменте – это слабоумие и отвага. Не люблю выскочек, которые берутся сразу за большие фестивали. Ко всему нужно подходить ответственно. А если ты пытаешься сделать абы шо, то на абы шо и рассчитывай. Страшнее всего, что подобные потуги нивелируют саму идею мероприятий подобного рода.
4) Страх общения с потребителем
Знаешь, что я сделала после первой коммерческой барахолки? Написала пост с таким посылом: «Ну что, мы провели ивент, мы молодцы, но теперь разрывайте. Говорите, что не так. Самый конструктивный комментарий получит место продажи или билеты на вход бесплатно».
Конечно, на нас вылились тонны неконструктивного мусора, но примерно 50% замечаний было принято во внимание, и большинство ошибок исправлено уже на следующем мероприятии.
Некоторые организаторы поступают иначе. Когда вижу, как они хамят в соцсетях своим же потребителям, удаляют комментарии, я дико удивляюсь. Это что-то вроде клипов Камалии, на которых я могу залипать очень долго, не в силах оторваться от экрана – просто не верится, что такое существует на самом деле.
5) Последняя и очень существенная ошибка – непонимание того, чего хочешь
Я получаю примерно двадцать сообщений в месяц от людей, которые хотят у нас работать. Содержание примерно следующее: «Алёна здравствуйте. Мне так нравится то, что вы делаете. Может у вас есть какая-то вакансия?».
У меня от такого нервный тик начинается. Что значит «какая-то вакансия?!».
Прости, ты или сам реши чем хочешь заниматься: то ли маркетингом, то ли ведением проекта, то ли продолжай искать себя, но тогда я здесь причем?
С людьми без опыта работы истории бывают разные. Пришла ко мне как-то девочка почти нулевая по профессиональным навыкам, но сильно замотивированная. Я взяла её вести соцсети и СМИ. Через неделю поняла, что девочка не вытягивает. Я подошла к ней, сказала: «Извини, ты пока очень слабая, а учить тебя некогда, нам нужно сразу с акулами работать. Но вот книжки, держи, почитай, поучись». Через месяц она мне пишет: «Алёна, я всё прочла. Хочу у тебя работать, готова бесплатно, лишь бы набраться опыта».
Вот это меня порвало. Люблю людей, голодных на знания. Сейчас она у нас работает менеджером по ключевым клиентам, мне ассистирует. Она – красотка.
Проектному менеджменту лучше всего учиться в сетевых агентствах. Нужно слушать руководителя, который орет на тебя, а не забиваться в угол и плакать. Нормальные жесткие условия и общепринятые правила работы дисциплинируют. Не ответил на письмо крутым чувакам вроде Philip Morris, а они взяли и выставили тебе штраф за плохой клиент-сервис или просто не вернулись. В следующий раз будешь внимательнее.
Какие-то вещи можно понять только с опытом. Я, например, тебе сходу назову, сколько пушек нужно, чтобы обогреть помещение, где мы сейчас находимся. Никакие высчитывания квадрометров теплопотери мне уже не нужны. Также быстро и +- 15% точно я умею составлять бюджет мероприятия. При этом мне совсем не обязательно предварительно общаться с подрядчиками, чтобы сориентировать заказчика по стоимости организации. Я могу посчитать согласно опыту.
Еще в образовательных целях можно послушать людей, у которых есть опыт ведения успешных проектов. Как на разных курсах и школах, типа Creative. Это бесценно. Только нужно внимательно впитывать всё, что тебе говорят на лекциях, а не постить фоточки из серии: вот смотрите, я пришел поучиться.
Да, я буду читать лекцию на следующем курсе Creative Management Camp.
Прошлый раз я рассказывала, как мы подняли барахолку без финансовых вложений. Кажется, та лекция называлась «Миллион гривен на помощь детям за 4 мероприятия с нулевым бюджетом». В этот раз я, наверное, буду говорить про историю перехода проекта из некоммерческого в монетезируемый. Еще расскажу про работу с подрядчиками и партнерами, а также доверие внутри команды.
Воздействие выстраивает доверие. Чем больше у тебя аудитория контактов, тем больше людей воспримут тебя всерьез.
Попробую порассуждать на тему, когда и как нужно продавать себя. Почему-то все думают, что чем быстрее ты начнешь монетизировать свое дело, тем лучше. А я считаю, что лучше один раз, но качественно, чем много, но так себе. Я, например, хочу видеть среди своих партнеров только крутые бренды. Поговорим о том, как оценивать свой проект и себя как менеджера проекта.
Что бы я сделала, если бы мне дали сколько угодно денег?
Первая мысль – тупо перевести их на счет благотворительного фонда и больше никогда уже не работать – миссия выполнена;
Вторая – более рациональная: развивать барахолку на всю Украину, делать в других городах, вложиться в логистику и ещё расширить команду;
На самом деле у меня есть идея одного мега проекта, только пока это всё очень секретно. Через год или два я обязательно за него возьмусь в любом случае, не нужно ждать никаких супер условий. Я точно знаю, что если его сделаю, это порвет всю страну.