От электропопа и дарк-кантри, до фолка и witch’n’wave — Игорь Шапранский пишет музыку в десятке проектов и на стыке совершенно безумных и, казалось бы, несочитаемых жанров.
Brandy Kills, dsrtegl, Darwin vs. God, Сруб, Pale Kings, Caves of Doom, The Saint and The Dead, Navenville, Isenfeldt — неполный список абсолютно разных по звучанию, но безудержно интересных экспериментов, которые объединены едва уловимым общим темным мотивом. Редакция Artmisto уже который год ездит на редкие живые выступления, и привезла с последнего концерта в Санкт-Петербурге небольшое интервью с Шапранским.
Если судить по самым ранним демо-записям, которые бродят по сети, ты пишешь музыку последние лет так 6 или 8. На каком этапе человек, который просто интересуется музыкой и играет вечером на гитаре в свое удовольствие осознает, что у него есть потребность перейти на новый уровень, и начать своего рода музыкальную карьеру?
Последние 10, как минимум, на самом деле. Для большинства музыкантов это естественный процесс скорее, нежели какое-то продуманное внезапное решение, поэтому трудно отследить, когда происходит такой переход. Да и происходит ли? Ведь начало этой самой “музыкальной карьеры” — вовсе не означает, что теперь все в тягость. Сама музыка — удовольствие для меня, в каком бы то виде не происходило взаимодействие мое с ней. Да и каждая новая песня, каждый полный концертный зал — не повод останавливаться. Я не ставлю себя в рамки какие-то, не рисую планы на несколько лет вперед, не ставлю целей брать вершины каких-то чартов, музыкальные награды. Музыка — не спорт, здесь нет победителей и проигравших. Есть лишь мы: я и слушатель.
Просмотрев список жанров, в которых ты писал и пишешь музыку, можно растеряться и не сразу поверить, что все это – плод работы одного человека. Ты испытываешь какую-то особую симпатию к отдельным направлениям в музыке или интересно попробовать себя во всем?
Есть жанры, которые мне действительно не интересны, я не стану искать себя в них. При этом мне важна концептуальная составляющая всегда, из-за этого каждый существующий проект находится в некоторых, мне понятных, мною созданных, рамках. Если возникает что-то новое, что выходит за эти рамки — оно открывает собой новые двери, появляется новый проект. В этом определенно есть позитивный момент: все эти создания, все эти концепты — они не надуманны, они естественны и живут внутри меня. В гармонии ли, неведомо. Но единством множества. Логично предположить, что все это имеет некий общий вектор. Это действительно так.
Музыка — не спорт, здесь нет победителей и проигравших. Есть лишь мы: я и слушатель
Говорят, что поэт пишет лучшие свои произведения в периоды наибольшей душевной боли, хотя это можно смело проецировать и на другие профессии, связанные с творчеством. Что ты думаешь на этот счет? Сублимация служит катализатором твоей работы?
Безусловно. Но не одной лишь тьмою, болью, но и удовольствием, светом наполнены смыслы. Нет точного рецепта, вдохновение можно обнаружить в самых неожиданных вещах. Это полезно: иной раз остановиться и обнаружить себя обескураженным от привычного. Нужно уметь вглядываться внутрь и во вне.
В большинстве твоих проектов, пусть и не так явственно, как в «Срубе», проскальзывает тема смерти. Возможно это субъективизм восприятия, но кажется смерть вообще проходит красной нитью через все твое творчество. У тебя с ней какие-то особенные отношения?
Меня всегда удивляли и влекли неведомые состояния, необъяснимые вещи, потаенные знания. Наше высокотехнологичное общество все еще не ведает всех истин. Смерть — состояние запредельное, неизвестное живым. Самая большая тайна, один из самых распространенных страхов живых существ. А страх — вечный манипулятор, вечный двигатель. Бесстрашие — удел глупости, я считаю, удел неосознанного существования. Так, говоря о смерти, я вновь и вновь возвращаю себя к главным вопросам, не находя ответа. Однако же не вижу причин для их забвения в плену этой безответности. Cogito ergo sum.
Ты ходишь искать музыку и песни в лес, или например на ночные улицы? Что именно вдохновляет тебя и в какой момент происходит «эврика»?
Да, у нас особая взаимосвязь с природой, с нашей средой обитания, особый контакт, умозрительный прежде всего. Мы дети созерцания, ночных костров, ранних листопадов, полупустых переулков, здесь наш мир. В недосказанности символа, в тишине и крике. Говоря об “эврике” боюсь солгать, нет каких-то явных критериев и знаков. Это некий космический посыл, то, что происходит вне нашего ведения. Потому все, абсолютно все интересно и вдохновляет, все, что несет в этот мир и во все иные любые смыслы и идеи.
Вокруг «Сруба» очень много хайпа последний год и кажется большую часть сил ты бросил именно на этот проект. Расскажешь, где причина, а где следствие? «Сруб» находит наибольший отклик аудитории и поэтому акценты сместились в его сторону, или «Сруб» находит наибольший отклик в твоем внутреннем восприятии, а остальное – просто логичные последствия?
Опять же я не делю себя на равные части, согласно всем существующим проектам. “Сруб” растет, он пустил свои корни глубоко и это небезосновательно. Он появился в нужное время для меня, и я вижу не для меня одного, что приятно очень — приятно осознавать себя частью общего замысла. Мне всегда хотелось найти способ передачи того знания и ощущения, что несет в себе “Сруб”. И до его появления мне это удавалось лишь отчасти. Смещение же акцентов в данном случае скорее совпадение. Как звезды здесь сходятся в одну точку желания, время, возможности и смыслы. Хотя не буду лукавить, “Сруб” во многом для меня открытие себя самого, поэтому здесь больше какого-то личного и сокровенного.
АБСОЛЮТНО ВСЕ ИНТЕРЕСНО И ВДОХНОВЛЯЕТ, ВСЕ, ЧТО НЕСЕТ В ЭТОТ МИР И ВО ВСЕ ИНЫЕ ЛЮБЫЕ СМЫСЛЫ И ИДЕИ.
У тебя неплохие стихи, но кажется ты забросил это дело. Никогда не думал попробовать себя в качестве поэта?
Спасибо, сейчас нет. Хватает погружения в лирику и слова песен. Не остается меня на что-то серьезное в таком направлении, а графомания — не очень хорошо.
Есть какие-то вещи, которые ты очень хочешь попробовать в музыке, но еще не успел?
Конечно есть. И надеюсь, что успеется все. В формате интриги скажу, что мыслим о новой совместной работе с моим другом и культовым нео-фолк музыкантом.
Ты в Питере упомянул, что с Brandy Kills проблемы в плане живых выступлений и что скоро будет какая-то работа с Антоном Кораблевым. Расскажи о об этом и о планах на будущее.
Не проблемы, нет. На сегодняшний день я просто не вижу приемлемого живого формата для Brandy Kills. Тот опыт, который у нас был, показал, что BK не готов для этого. Но я не ставлю крест на живых выступлениях и тем более на самом проекте. Всему свой час. С Антоном Кораблевым новая совместная работа задумана, но еще не начата. Мне всегда очень приятно и интересно с Антоном что-то вместе делать. Так что сам жду с нетерпением.
В дополнение к материалу редакция оставляет свой плейлист избранного
Brandy Kills – Youth Alive (feat. dsrtEgl) Pale Kings – Ghosts Сруб – До горизонта земли Isenfeldt – Harvest Darwin vs. God – День dsrtEgl – dEspr tmE Caves of Doom – Smalltown summer sins The Saint And The Dead – Forgive Me Navenville – Lovers Gone
ARTMISTO - культурный портал Киева. События Киева, афиша, сити-гайд. Культурная жизнь, актуальная афиша мероприятий Киева, обзоры, анонсы. Новости культуры, современное искусство, культурные проекты - на artmisto.net. При перепечатке материалов сайта индексируемая ссылка на artmisto.net обязательна!